Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
13 Пелецис Г. Э. Формообразование в музыке И. Окегема
традиции нидерландской школы. Диссертация на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения. См. автореферат. М., 1980.
158
дают
четырехголосные, есть две пятиголосных и одна восьмиголосная. Следовательно,
имитации, как правило, не охватывают всей многоголосной ткани. Окегем только
намечает перспективу сплошного имитационного развития в полифонической композиции,
но сам пока не осуществляет его.
Что
касается канона, то этой форме и этому принципу полифонического движения
композитор уделяет специальное внимание, создавая в каждом из жанров своего
искусства особые образцы и достигая в них подлинной виртуозности. В первую
очередь здесь следует назвать мессу «Prolationum»,
полностью каноническую с начала до конца. В пяти ее основных частях всего 15
разделов, и каждый из них является каноном, в 11-и случаях двойным, в двух — не
строгим. Среди двойных канонов есть формы с увеличением в риспосте (Kyrie I, Credo — начало, Sanctus — 2 раздела), с двойным увеличением к концу (Agnus dei, II). Помимо
того, Окегем демонстрирует особое мастерство, располагая каноны в первых
десяти разделах мессы таким образом, что интервал между вступлениями голосов
последовательно разрастается от примы, секунды, терции и т. д. до октавы. Вся
композиция цикла строится на каноническом развитии при равенстве взаимосвязанных
голосов или пропорциональности их соотношений.
В
итоге Окегем располагает различными приемами и даже принципами движения музыки
в крупной форме. От своих предшественников он унаследовал принцип
внутренне-вариационного развертывания мелодии из начального ядра, но применил
его более широко и смело, с небывалым размахом. Из принципа сочинения на cantus firmus он извлек многосторонние возможности — от прямой
опоры на него при самостоятельности остальных голосов до свободного
использования одной неприметной интонационной ячейки как толчка для дальнейшего
хода мысли. К тому же сама заимствованная мелодия у него «прорастает» как бы
новыми ответвлениями в других голосах, внезапно вторгаясь туда либо появляясь в
варьированном облике. Свободному развертыванию мелодических голосов твердые рамки
ставили имитация и — в полной мере — канон: способствуя объединению материала,
они ограничивали полимелодическое многоголосие. Казалось бы, эти факторы
действовали в противоположном направлении: одни стимулировали процесс, другие
создавали для него определенные ограничения. Но именно так и шло
формообразование на этом этапе развития полифонических жанров.
Предыдущая Следующая