Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Очень
многое в творчестве Окегема было направлено на активизацию мелодического
начала полифонии, на «горизонталь». В его мелодике принято подчеркивать ее
текучесть, ее «линейный стиль», что все-таки не полностью определяет ее
существо. По сравнению с Дюфаи у Окегема полифоническая ткань гораздо менее
расчленима, реже возникают общие для всех голосов каденции, отчетливее
проявляется забота о непрерывности течения музыки. Сплошь и рядом даже
повторения фраз (либо фрагментов)
159
или
секвенции не столько служат расчленению формы, сколько создают стимулы
дальнейшего движения. Приведем, например, редкую по протяженности двухголосную каноническую
секвенцию из раздела «Agnus» II мессы «Quinti toni» (пример
60). В ней очень
примечательна для Окегема мелодическая линия в целом. Мелодия супериуса
образует волны, вторая, нисходящая, из которых (в секвенции) особенно широка (в
диапазоне ундецимы); мелодия тенора, следуя за ней на расстоянии такта (две
целые), соотносится с верхним голосом в частностях как противодвижение, а в
целом, разумеется, тоже нисходит на ундециму вниз. Эти нисходящие волны, то
сближающиеся, то нет, возникают в последней части мессы и имеют
выразительно-архитектонический смысл движения к концу большой формы, ее
завершению.
Окегем,
вероятно, как никто другой до него, остро чувствует власть мелодической линии в
любом полифоническом складе. Он никогда не «заслонит» звучания большой
мелодической волны и соотнесет с ней другие голоса таким образом, что она будет
всецело услышана, а затем, в свою очередь, даст иному голосу выступить с его
мелодической линией, несколько отстранив все остальное на второй план.
Мелодические же волны в его мессах поразительны по своему размаху. Из них
восходящие нередко носят «глориозный» (славильный) характер и встречаются в
распевах Gloria и Sanctus (пример
61). Умеет ценить композитор
особый эффект широкой, «вьющейся» мелодии на одной лишь вокальной педали —
прозрачнейшее звучание! (пример
62). Первостепенное значение в его глазах порою приобретает
регистр, в котором движутся те или иные голоса: в одной из месс контрапунктируют
мелодии «Crucifixus» и «...homo factus est», звучащие в большой и малой октавах (пример 63).
Предыдущая Следующая