Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вне
сомнений, в процессе формообразования у Окегема важную функцию выполняют и иные
факторы, способствующие цельности композиции и одновременно выделению ее
разделов, пропорциональности ее частей, распределению выразительных средств и
т. п. Очень широко использует композитор различные градации вокального
звучания: контрасты насыщенного многоголосия и прозрачных двухголосных
эпизодов, сопоставление различных регистров, фактурные особенности и т. п.
Сколь бы ни стремился Окегем к непрерывности течения музыки, он также маркирует
разделы формы каденциями (нередко итальянскими!) и сообщает им ладовую
определенность, как это делали и другие его современники. И у него можно
заметить, на общем фоне модальности, тяготение к кварто-квинтовой
каденционности, то есть пробуждающуюся тенденцию к иной ладовой системе. Однако
в ладовом мышлении Окегетиа все же проступает порой явная консервативность. Она
очевидна в самом замысле мессы «cujusvis toni»
(то есть месса «любого тона»): одну и ту же музыку композитор предлагает
исполнять в любом ладу на выбор — в дорийском, фригийском, лидийском или миксолидийском.
В ладовой системе средних веков понятие «любого тона» отнюдь не соответ-
160
ствовало
транспозиции в другую тональность, но означало именно иной лад.
Следовательно, соотношения между звуками и их функциями в ладу со сменой его
изменялись: целый тон превращался в полутон и т. д. Это сообщало звучанию
новые свойства и не просто «перекрашивало» его, а частично «переосмысляло».
Такое своеобразное ладовое нивелирование образности в музыкальном произведении
возможно только при внеиндивидуальной его творческой концепции (что в общем и
соответствует стилю Окегема).
Мотеты
и chansons Окегема непосредственно примыкают к его мессам и
отличаются от них главным образом своими масштабами. Впрочем, мотет композитор
может трактовать как достаточно крупную форму — наравне со средней по объему
частью мессы. У него есть пышные праздничные произведения в этом жанре — и
духовные хоровые сочинения более строгого склада. В историю вошел, упоминается
повсюду, начиная с литературных источников эпохи Ренессанса и до наших дней,
праздничный благодарственный мотет Окегема «Deo gratias», написанный для четырех девятиголосных составов и
потому прославленный как 36-голосный, — своего рода уникум. На деле он состоит
из четырех девятиголосных канонов (на четыре разные темы), которые следуют один
за другим с небольшими наложениями начала следующего на заключение предыдущего.
В местах наложения реально звучат 18 голосов, реального же 36-голосия в мотете
нет. Мелодика его причудлива и инструментальна по характеру движения (большие
скачки, ломаная мелодическая линия), общее звучание и мощно, и напряженно,
сплетение голосов создает эффект беспокойной динамики, который умеряется
сдерживающей силой гармонии, с остинатным повторением двух созвучий в
кварто-квинтовых отношениях.
Предыдущая Следующая