Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Совершенно
иной облик придал Окегем прекрасному мотету на антифон «Alma redemptoris mater», выдержанному в стиле a cappella. В его светлой, даже радостной музыке нет никакого
внешнего блеска и много сосредоточенности на основном тематизме — без
буквального его воспроизведения. В своем роде это шедевр мелодического
варьирования внутри полифонической ткани, варьирования, которое способно
создать удивительное многообразие в пределах исходного мелодического единства.
Широкая, протяженная мелодия антифона развертывается в теноре, будучи свободно
колорирована и приобретя легкую гибкость движения. Поочередно вступающие другие
голоса ведут каждый как бы свой вариант основной мелодии, свое ответвление, от
нее — и все эти мелодии важны в общем полифоническом развертывании целого 14.
Во второй части мотета движение становится более оживленным и соотношение
ведущего тенора с другими голосами приобретает иной характер. Отдельные
мелодические фразы его
14 См.: Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи
Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним, с.
184—194.
161
окружаются
имитациями, из начальной попевки развиваются дальше детали фигурации, а в коде
мотета верхний голос завершает целое большой мелодической волной, вздымающейся
от соль малой октавы до ре второй. Вообще устремленность вверх
очень характерна для мелодического движения в этом мотете, так же как и ясность
ритма и полнозвучие гармонии. Далеко не всегда гармония такова у Окегема: у
него есть и пустоты, и отдельные резкости, и параллелизмы, и диссонансы, возникающие
в процессе голосоведения. Но всего значительнее в данном мотете контрапункт
вариационных превращений исходной мелодии. Поистине развитие полифонии
совершается в XV веке в неразрывной связи с
вариационным методом, понимаемым широко и многосторонне.
Если
у Дюфаи мы отмечаем плодотворное воздействие французской и итальянской песни
на мотет, то у Окегема скорее следует видеть влияние мотета на песню. Его chansons лишены камерной интимности и изящной легкости
светского лирического искусства. Они гораздо более полифоничны, чем песни
Беншуа и даже Дюфаи. В них мало песенности в тогдашнем ее понимании и еще
меньше танцевальности; в их трехголосии чаще все голоса равны по значению и
подвижности. Песня «Prenez sur moi vostre exemple amoureux» является трехголосным каноном. Во многих других песнях имитации сосредоточены в
начале и в конце композиции. Песня «La petite camusette»
пронизана имитациями. Некоторые chansons Окегема
приобрели популярность у современников («Malheur me bat»,
«Fors
seulement») и неоднократно служили
первоосновой для полифонической обработки в других сочинениях. Тематизм,
вернее интонационный строй песен Окегема в общем не слишком отличается от
тематизма месс и мотетов: та же динамика больших мелодических волн (признак
скорее крупного штриха, чем камерности) при внеличностном характере образности
и общем складе a cappella. На этом фоне следует
особо выделить песню «Malheur me bat» с ее скромным
лиризмом и более камерной пластичностью.
Предыдущая Следующая