Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Пример
Окегема как крупнейшего мастера и чистого полифониста имел огромное
значение для современников и последователей: его бескомпромиссная
сосредоточенность на специфических проблемах полифонии внушала уважение, если
не преклонение, она породила легенду и окружила его имя ореолом. Но уже в ту пору,
когда зарождалась эта легенда, усилиями других мастеров нидерландской школы
была подготовлена почва для нового перелома в развитии полифонического
искусства. Сколь ни важен был
пример Окегема для будущего, не он один определил ход развития от XV к XVI веку.
В
последней четверти XV века, отчасти еще при жизни
Окегема, проявили себя и другие крупные мастера нидерландской школы,
продолжавшие все шире распространять ее влияние и утверждать ее творческие
принципы в музыкальной среде. Одни из них не пережили Окегема: Иоганнес Регис,
Якоб Барбиро, Антуан Бюнуа, Иоганнес Мартини. Другие действовали также в начале
XVI века:
162
Александр
Агрикола, Гаспар ван Веербеке, Луазе Компер и многие другие. Среди тех, кто
связал XV столетие со следующим — не только хронологически, но
и по существу, — первое место принадлежит Якобу Обрехту.
Жизнь
и творчество Обрехта, подлинно нидерландского мастера, вместе с тем могут
служить ярким примером художественного взаимодействия северного, нидерландского
и южного, итальянского начал, взаимодействия, некогда столь важного для Дюфаи
и вновь ощутимого на новом этапе развития творческой школы. Не следует думать,
что только нидерландцы испытали на себе это взаимодействие. Пути итальянской
музыки, итальянской полифонии строгого стиля в XVI веке в большой мере связаны с плодотворным примером
нидерландских мастеров, в том числе и обосновавшихся в Италии, как Адриан
Вилларт. Историки изобразительного искусства признают, что уже в XV столетии нидерландские живописцы Рогир ван дер
Вейден, Гуго ван дер Гус и Иосс ван Гент, выполнившие ряд, работ для Италии, в
некоторых отношениях повлияли на итальянских мастеров более молодого
поколения, внушив им внимание к интерьеру, к домашней, «вещной» среде человека 15.
Обрехт входит в эту же историческую полосу плодотворных связей, образовавшихся
в его время. Он достаточно сильный художник, чтобы не стать подражателем, не
потерять творческого лица и принадлежности к своей школе — и вместе с тем не
замкнуться в чрезмерной обособленности. Эпоха Возрождения побуждала его
современников не оставаться глухими и слепыми ко всему передовому в развитии
искусства, и те из них, у кого хватило высокой одаренности и проницательности
ума, совладали с новыми задачами и остались самими собой, обогатив, однако,
свое творчество свежими и жизнеспособными идеями. Обрехт ни в коей мере не стал
итальянцем, но близкое соприкосновение с современным итальянским искусством
помогло ему найти и выявить в собственном творчестве импульсы к дальнейшему
развитию, казалось бы, уже сложившегося стиля полифонической школы.
Предыдущая Следующая