Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Якоб
Обрехт родился 22 ноября 1450 года в Бергене-оп-Зом. О его музыкальных занятиях
в юные годы ничего не известно. Первые биографические сведения относятся ко
второй половине 1470 годов: о возможности встреч с Эразмом Роттердамским в
Утрехте в 1476 году, о работе в капелле Бергена-оп-Зом с 1479 года (где он был
певцом, учителем пения, хормейстером до 1484 года). Затем Обрехт работал в
капеллах Камбрэ (1484—1485) и Брюгге. Далее его путь лежал в Италию: в
1487—1488 годах он находился при дворе герцога Эрколе д'Эсте в Ферраре, где
Обрехта очень ценили. Вернувшись на родину, он работал в капеллах
15 См.: Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс, т. 2, М.,
1977, с. 5—7.
163
Антверпена,
Бергена-оп-Зом, Брюгге и снова Антверпена. В 1504 году опять отправился в
Италию ко двору д'Эсте. В 1505 году Обрехт умер от чумы в Ферраре.
Казалось
бы, пребывание Обрехта в Италии было слишком недолгим в сравнении со многими
годами жизни в своей стране. Но, по-видимому, его знакомство с итальянской
музыкой не было ограничено только краткими периодами жизни в Ферраре. Он мог
знать итальянских музыкантов, мог владеть нотными рукописями или видеть их у
своих коллег. Состояние итальянского музыкального искусства в 1480-е годы,
когда Обрехт получил возможность непосредственно наблюдать его, требует
специальных оговорок. Исполнение хоровых сочинений в церковных и придворных
капеллах было вне сомнений образцовым: искусство пения в Италии, избранный
состав певчих, высокая их музыкальная культура — все этому порукой. Что же
касается новых сочинений, то Италия переживала тогда период затишья после
расцвета в эпоху Ars nova, деятельности композиторов начала XV века — и перед большим подъемом музыкального
творчества в XVI столетии. Крупных новых имен
пока не было. К концу столетия на первый план вышло искусство непритязательное,
имевшее успех и при дворах (в Вероне, Флоренции, Ферраре), и в более широких
городских кругах. Его представляла ранее всего фроттола — трех-четырехголосная
песня по преимуществу аккордового склада, с четкими членениями формы, порой с
чертами танцевальности, несложного лирического или шуточного содержания. Так
или иначе она была связана с бытовой традицией, возможно с преемственностью от
лауды, быстро приобрела популярность и весьма способствовала гармоническому
пониманию многоголосия. С начала ХVI века в
Венеции, Риме, Флоренции появлялись многочисленные сборники фроттол, стали
известными имена многих авторов. Начало этого процесса мог застать в Ферраре
Обрехт, когда впервые прибыл туда. В 1504 году фроттола находилась в расцвете.
Но это уже мало значило для творчества Обрехта, поскольку ему недолго
оставалось жить. Таким образом, в Италии композитор мог вплотную
соприкоснуться с высокой хоровой культурой, с полифонической традицией, идущей
от композиторов XIV и раннего XV века, и с современной ему фроттолой — новым жанром и
новой трактовкой многоголосия.
Предыдущая Следующая