Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Всего
Обрехтом создано 25 месс, около 20 мотетов, 30 полифонических песен. От своих
предшественников и старших современников он унаследовал высокоразвитую, даже
виртуозную полифоническую технику, принципы сочинения на cantus firmus, все растущее значение имитационно-канонических форм
многоголосия. От достигнутого ими уровня он двинулся вперед, охватывая в своем
творчестве всю сумму насущных тогда проблем полифонии. Перед ним встали и
новые задачи, связанные, например, с ладогармонической и
конструктивно-ритмической стороной формообразования в полифонической
композиции. Обрехт стремился разрешать их, следуя новым, передовым тенденциям
своего
164
времени,
в частности таким, которые проявились в художественной атмосфере итальянского
Возрождения.
На
примере Обрехта, однако, можно с особой ясностью убедиться в том, что ни сама
по себе природа жанров, ни мастерство полифонического развития со всей его
глубоко разработанной техникой еще не определяют всецело творческой индивидуальности
художника. Обрехт принадлежит уже к третьему поколению нидерландских мастеров
(Дюфаи — Окегем — Обрехт), которое владело целой системой принципов, приемов и
даже тайн искусства полифонии, применяя ее в традиционной системе жанров
(месса — мотет — песня). Все композиторы — великие, крупные и менее
значительные — отлично умели писать полифонические сочинения большого
масштаба, все обычно опирались на первоисточник из церковных напевов или
светских песен, все многосторонне разрабатывали приемы его включения в ход
полифонического развития и т. д. И сверх собственного владения основами этого
мастерства (что тоже очень важно!) у каждого автора так или иначе проступали
черты творческой индивидуальности, характерной для него образности или хотя бы
известных образных предпочтений. Правда, черты эти нелегко уловимы именно в то
время и в той сфере искусства, в какой действовали нидерландские мастера: в
принципе внеличностный характер выразительности в мессе и по преимоществу
внеиндивидуальный в мотете отнюдь не способствовала яркому проявлению
творческой личности, авторской индивидуальности. И все же Окегем совсем не
похож на Дюфаи — не только потому, что Дюфаи еще лишь движется от развитого
мелодизма к полифоническому равноголосию, а Окегем уже полностью царит в
полифонии как таковой. У каждого из них есть свой мелодический склад, свой
излюбленный характер звучания, и это как бы пробивается сквозь все то общее по
мастерству и внеличностное по характеру образности, что в большей мере
объединяет их.
Предыдущая Следующая