Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
основании множества композиционных замыслов, реализованных в разных мессах
Обрехта, выделим два различных принципа обработки первоисточника:
рассредоточение его мелодии (или нескольких голосов) при значительной свободе
композиции целого и частей мессы — и сосредоточение на заимствованной мелодии
вплоть до ее остинатности со своим текстом и тем самым известную связанность
голосоведения и формообразования. И тот и другой принципы композиции так или
иначе сопряжены с различными приемами варьирования. При рассредоточенной
обработке мелодии, при членении ее на небольшие разделы композитор стремится в
итоге «собрать» ее в конце мессы (в Agnus dei),
показать, открыть как «тему» всего предшествующего вариационного развития. Так
происходит в мессах на материале песен «Malheur me bat»,
«Je ne
demande», и это звучит тем смелее, что
известная любовно-лирическая (в других
16 См.: Протопопов Вл. Проблемы формы в полифонических
произведениях строгого стиля. — Сов. музыка, 1977, № 3, с. 106.
166
случаях
— шуточная) chanson узнается присутствующими на
богослужении прихожанами в контексте части «Агнец б о ж и и»! При
сосредоточенности на мелодии cantus firmus'a возникает скорее иная тенденция: композитор изощряется
в возможностях самостоятельного развития всего, что ее сопровождает, а если она
остинатна, создает в сущности вариации на остинатную тему. Для Обрехта и тот и
другой принципы были интересны, в частности, тем, что создавали разные условия
для проявления собственной творческой инициативы не только в композиционно-техническом,
но и в образном смысле.
Месса
Обрехта «Sub tuum praesidium» («Под твоим покровом») ,
в отличие от большинства его месс, написана не для четырех голосов, а для
сменяющегося (в порядке возрастания) их состава: 3 голоса в Kyrie, 4 — в Gloria, 5 — в Credo, 6 — в Sanctus и 7 — в Agnus dei. Это связано с использованием полного текста (слова и
мелодия) антифона Девы Марии во всех частях мессы как остинатного cantus firmus'a. Старый, казалось
бы, принцип многотекстового мотета применен Обрехтом по-новому, в новом целом,
с подлинной виртуозностью. Нет сомнений в том, что он сознательно,
преднамеренно поставил перед собой сложнейшую композиционную задачу. Мелодия
антифона вместе со своими словами звучит в верхнем голосе Kyrie и Gloria (и здесь и
там те же три раздела антифона). Итак, одновременно слышатся слова «Kyrie eleison» (или «Gloria») и слова
антифона. В пятиголосном Credo это
усложняется: те же три раздела антифона звучат в верхнем голосе, и еще новая
мелодия известного духовного напева с новыми словами одновременно слышна во
втором голосе. Вместе с текстом Credo получается
три словесно-мелодических слоя. В шестиголосном Sanctus к двум верхним голосам присоединяется еще тенор с
новым напевом: звучат четыре текста одновременно и три мелодии cantus firmus'a. В Agnus dei I и II дисканты,
альт и высокий тенор ведут мелодии с различными словами, что вместе со своим
текстом Agnus составляет уже пять линий в семиголосной части мессы.
Все это, так сказать, условия задачи. Композитор сам выдвигает их перед собой,
стремясь, однако, чтобы в итоге сложилось естественное целое. Мало того: он,
как всегда, хочет быть самостоятельным в стилистике. Он сопоставляет в своей
манере крупные длительности с мельчайшими, достигая неожиданной динамики, вводит
широкие распевы гаммами (тоже особый динамический эффект!), соединяет
медленный cantus firmus со свободным
движением тенора и восходящими остинатными фразами нижнего голоса (пример 64). И что
всего примечательнее, ставит в сквозную связь интонационно-тематические
элементы, независящие от cantus firmus'a. Характерные легкие мелодические фигурки, проходящие
впервые в 5—8 тактах Christe, становятся основой своего
рода «мотивной работы» в Gloria (с такта 10), в Credo (с такта 14, в Crucifixus и
далее), в Sanctus (с такта 6), в Benedictus (с 25-го), в Agnus I (с
17-го), в Agnus III (пример 65). Эта своеобразная полифоническая игра
Предыдущая Следующая