Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
167
короткими
попевками очень оживляет общее звучание и связывает части мессы на расстоянии.
Трудно сказать, что здесь более удивляет: выполнение догматически поставленной
головоломной задачи — или свобода, даже особая непринужденность творческой
мысли поверх нее!
Среди
месс Обрехта нетрудно найти своего рода варианты двух его типов композиционного
решения. Например, в мессе «Je ne demande»
тенор песни Бюнуа расчленен на 11 фрагментов, которые в разных ритмических
превращениях положены в основу частей цикла. Заимствованная мелодия, которая проводится
в различных голосах, порою даже имитируется, чаще происходят смены движений и
фактуры. Помимо мелодии тенора в тематизме верхнего и басового голосов также
используются интонации песни. Иным складывается общий облик произведения. Его
части начинаются начальными же двухголосными фразами песни. Вместе с тем и
здесь творческая инициатива Обрехта, вне сомнений, прорывается не только
сквозь строгую «сетку» композиции, но и сквозь привычные для его времени нормы
полифонического письма. Порою не столько сам cantus firmus привлекает главное внимание и определяет характер
звучания, сколько возникающие в противосложении к нему и длящиеся далее голоса
самостоятельного значения, выразительные и выходящие поистине на первый план (пример 66). Так
происходит в Kyrie II, где сначала имитируется в
больших длительностях фрагмент из песни Бюнуа (с подвижным противосложением), а
затем завладевает вниманием широкоразвернутая и вместе с тем интонационно
цельная мелодия, которая и создает поэтическую образность этой части мессы (пример 67). К концу
трехголосного Benedictus возникает необычная тогда
по звучанию секвенция из параллельных терций на медленном нисходящем басу, с
метрическими перебоями как в верхних голосах, так и в соотношении их с басом (пример 68). Эта
ясная, но не элементарная расчлененность, эти повторы коротких фраз терциями
вносят в музыку мессы светское динамическое начало, едва ли не плясовые
ассоциации.
В
другой мессе Обрехта на песенную тему «Maria zart» основная
образность Sanctus определяется отнюдь не включением cantus firmus'a (нисходящий
тетрахорд из песни Зенфля вначале имитируется в больших длительностях, проходя
по всем четырем голосам). Ее создает в итоге оживленное движение (с четвертого
такта) сначала дисканта, а затем трех голосов (с двумя нижними) секвенциями,
как бы вьющимися в радостных перекличках, раздвинутыми в разные регистры, с
рокочущим басом (пример 69).
Динамика, сила, крепость слышатся в этой «мускулистой»
музыке, в которой начисто нет ничего отвлеченного.
Предыдущая Следующая