Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Очень
интересно наблюдать, с какой импульсивностью отзывается. Обрехт даже на
частности, которые особо привлекают его внимание в первоисточнике. Та или иная
деталь в музыке песни, например, может вызвать у него целую цепь «изобретений»
и преобразиться чуть ли не в признак его собственной стилистики.
168
Так,
в песне Окегема «Malheur me bat», помимо общей опоры на ее
верхний голос, Обрехт особо выделил для себя характерную каденцию с нисходящим
движением параллельными секстами (в данном случае — через октаву; пример 70). В мессе
на тему этой песни композитор многократно использовал сходный прием, развивая
его по-своему, в разном контексте и чаще всего заменяя движение секстами —
движением секстаккордами. Получился своеобразный «росчерк» в хоровом звучании,
очень приметный, если не дерзкий по настойчивости (см. примеры в Gloria, с такта 79 и такта 175; в Sanctus, т. 26—27; в Agnus II,
т. 51—53; в Agnus III, т. 51—58, пример 86). Более
того: в других мессах Обрехта («Je ne demande», «Fortuna desperata»,
«Graecorum») сходный «росчерк»
секстаккордами тоже нельзя не заметить (пример 87): он стал чертой его
стилистики. Некоторой параллелью к мессе «Sub tuum praesidium» может служить месса «De sancte Martino». Написанная к празднику св. Мартина, она тоже
соединяет свои слова со словами из оффициума «Martinus ad huс», мелодия которого проходит как cantus firmus то в теноре, то в басу, то у альта. Но в данном
случае композитор не ставил столь виртуозных задач, как в мессе «Sub tuum praesidium».
В
образной системе Обрехта, насколько мы способны в нее проникнуть на далекой
дистанции, нет, видимо, большого места скорбным или трагическим эмоциям.
Правда, ни у одного из композиторов нидерландской школы и нельзя еще встретить
особо эмоциональной трактовки мессы, выделения в ней различных и среди них
скорбных сторон образности. Это шло бы вразрез с эстетическими позициями
церковного искусства — даже в эпоху Возрождения. Любопытно, что в мессе «Malheur me bat» Обрехт целиком переносит музыку «Crucifixus» в другой раздел мессы — в Benedictus: Это значит, что он придает ей всего лишь серьезный
благоговейный смысл. В мессе «Maria zart» Crucifixus (в соединении с предыдущими словами «Et homo factus est» в одном из голосов) более выразителен по музыке, но
широта мелодики в трехголосии и поэтический порыв в верхнем голосе на слово «Crucifixus» не несут в себе скорбной экспрессии. Иной характер,
казалось бы, носит аналогичная часть Credo в
мессе «Salve
diva parens»: строгое, аккордовое
звучание четырех голосов с небольшим подъемам мелодии в конце — перед
восходящим движением «Et resurrexit». И все же здесь налицо
большая сдержанность выражения (примеры 73, 74).
Предыдущая Следующая