Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Мотеты
Обрехта примыкают по своим масштабам и характеру письма к его мессам и
значительно отличаются от песен. Композитор предпочитает в мотетах
четырех-пятиголосный склад и крупную форму (более 200 тактов), состоящую из
двух, трех (иногда более) разделов, создает произведения на cantus firmus, порой включает его в имитационное изложение, не
избегает многотекстовости. Контрасты полифонического и аккордового склада, наибольших
и наименьших длительностей, сопоставление двух фактур одновременно («строгая»
и «подвижная» группы голосов),
169
синтез
полифонической «текучести» с выступающей временами расчлененностью ткани, секвенции
и переклички малых интонационных ячеек, полимелодическое многоголосие наряду с
имитационностью и канонами — весь арсенал выразительных средств, излюбленных
Обрехтом, выступает здесь с убедительной полнотой. Мотет для композитора —
прежде всего серьезный духовный жанр; отсюда и характер его образности у
Обрехта близок к мессам.
Иное
дело — песня. Обрехт писал песни на нидерландские, французские, итальянские
тексты, обращался к обработке уже известных напевов («Fors seulement»). Среди его произведений есть и почти хоральные по
складу (не исключающие, однако, легких имитаций — «Den haggel ende die calde Snee»,
пример 75) и
явно полифонические («Se bien fait»), почти всегда не очень
крупные, но и не миниатюрные по форме (50—70 тактов). На примере песен особенно
хорошо видно, как тяготел Обрехт к гармоническому укреплению полифонии, к
четкой форме с внутренними членениями и композиционной завершенностью целого.
То, что нередко проступало у него сквозь полифоническое изложение, в песне
сконцентрировано и прояснено как в своего рода образце. Примером может служить
песня Обрехта на итальянский текст «La Tortorella». Она
в сущности близка современной композитору фроттоле, только входящей тогда в
итальянский музыкальный обиход. Не случайно запись ее сохранилась во
Флорентийском рукописном собрании.
Принято
думать, что именно итальянская музыка последней четверти XV века, в частности ее песенные жанры помогли Обрехту
обновить стилистику (и отчасти — формообразование) полифонического искусства.
Доля истины в этом есть. Но если бы композитор не тяготел сам к новым приемам
и выразительным средствам, если б его не побуждали к этому образные искания, он
мог бы и не прислушаться к скромному голосу итальянской фроттолы.
Предыдущая Следующая