Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
173
Итак,
подъем музыкального искусства на общей почве Ренессанса продолжается в XVI веке, захватывая одну за другой страны Западной
Европы. Возникают новые творческие направления, по преимуществу светской
ориентации. Рождаются новые жанры всецело характерные для эпохи. Не только
расцвет музыкального творчества, но и сама общественная атмосфера, в которой
существует и развивается искусство, не только музыкальная практика, но и
теория побуждают говорить о сложении музыкальной культуры Ренессанса.
Первые
бесспорные признаки Ренессанса в наше время обычно усматривают в творчестве
Жоскена Депре. «Никто больше его не выражал в песнях с большей силой настроение
души, никто не начинал более удачно, никто не мог соперничать с ним в
отношении изящества и прелести...» — утверждал его младший современник в 1547
году 18. Искусство Жоскена в середине XVI века признавалось совершенным: оно удовлетворяло эстетическому
идеалу времени. Вместе с тем Жоскен всеми своими художественными корнями связан
с предшествующим столетием, с традициями нидерландской школы, с характерными
для нее жанрами и системой композиционных приемов. Он во многих отношениях
продолжает дело Дюфаи, Окегема, Обрехта и других мастеров их поколений. Он и
не помышляет отрекаться от сложных и сложнейших основ их мастерства, даже еще
усложняет его и совершенствует. И все-таки он как бы переходит историческую
грань и оказывается за пределами раннего Ренессанса. Техника уже не владеет
им. Он овладел ею настолько, что она стала почти неощутимой. Не только
современники Жоскена, но и мы ощущаем прежде всего в его музыке ее
выразительность и красоту, вместе с удивительным прояснением стиля. Если он еще
не достигает и не может достичь полной индивидуализации образности (она
наметится лишь к концу XVI века), то в
проявлениях лирического чувства он несомненно превзошел и Окегема, и Обрехта, в
известной мере приблизившись к Дюфаи, но на новом художественном уровне.
Жоскену
свойственно удивительное равновесие при большом расширении сферы образности и
высоком духовном тонусе. Правда, тому же Глареану казалось, что ему не хватало
чувства меры, что «он не так умерял излишества бьющего через край гения, как
это бы следовало». Однако суждения такого рода естественно возникали при
сравнении музыки Жоскена с творчеством его ближайших предшественников, особенно
Окегема, и объяснялись углублением выразительности от Окегема — к Жоскену. Что
касается соотношения Жоскен — Обрехт, то оно несколько иное. Обрехт был смелым
художником, и для него характерны своего рода прорывы от «чистой полифонии»
типа Окегема в новые сферы стилистики, которые оказались важны и для Жоскена.
Но у Обрех-
Предыдущая Следующая