Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
труде Рамиса ди Пареха («Практическая музыка», 1482) были высказаны
прогрессивные взгляды на учение о ладах и о консонансах. Опираясь не на
теоретическую традицию, а на музыкальную практику, он противопоставил
средневековой системе шестиступенных звукорядов (гексахордов) восьмиступенную
мажорную гамму, а старинным представлениям о консонансах октавы и квинты —
утверждения о консонантности терции и сексты, широко входящих в современное ему
многоголосие. Трактат этого испанского ученого музыканта, работавшего в
Болонье, вызвал ожесточенные нападки со стороны консервативных итальянских
теоретиков и породил длительную полемику.
Иоганн
Тинкторис способствовал музыкальному просвещению, выпустив около 1472 года свой
«Определитель музыкальных терминов», и проявил живой интерес к судьбам
нидерландской школы, к творчеству Дюфаи, Окегема, Бюнуа, затронув также
значение для них Данстейбла — в своей «Книге об искусстве контрапункта» (1477).
Как и Пареха, он стремился судить об искусстве и его теории в прочной опоре на
практику — характерное знамение времени!
Всесторонне
образованный, обладавший широким кругозором, немецкий ученый швейцарского
происхождения Генрих Лорити из Гларуса, называвший себя Глареаном, высказал в
трактате «Двенадцатиструнник» (1547) передовые эстетические суждения о музыке,
обосновал существование сверх средневековой системы еще ионийского и эолийского
ладов (практически — мажора и минора) и сообщил немало сведений о современных
ему композиторах, о путях нидерландской школы, в частности о Жоскене Депре,
оценив по достоинству лучшие достижения музыкального искусства XV и XVI веков.
Франсиско Салинас, испанский композитор, органист, ученый, знаток античности,
крепко связанный также с Италией, в семи книгах «О музыке» (1577) помимо обсуждения
ряда теоретических вопросов (классификация музыки, античные лады, проблемы
ритма в свете наследия античности) попутно привлек великое множество сведений
об испанской (отчасти итальянской) народной музыке, привел в изобилии нотные
примеры, широко черпая материал из современного ему быта. Это последнее делает
труд Салинаса уникальным для своего времени и бесценным для истории.
Предыдущая Следующая