Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Во
Франции проблемы музыкального искусства, в тесной связи с поэзией, горячо
обсуждаются в кругу академии Антуана Баифа ( 1570-е годы), где содружество
поэтов во главе с Ронсаром и музыкантов приходит к своего рода реформе
музыкальной декламации по образцу древних. Реформация в Германии побуждает
именно ее деятелей во главе с Лютером высказывать свои суждения в этой связи.
Огромное
значение для распространения музыкальных произведений в разных странах имело
изобретение нотопечатания и выпуск нотных изданий с первых же лет XVI века. Оттавиано Петруччи в Италии начинает издавать
мессы Жоскена Депре (1502), Обрехта (1503), затем и сочинения других
современников. Первым же образцовым его нотным изданием стало собрание chansons под названием «Harmoniae musices Odhecaton». В него вошли, в частности,
различные авторские обработки одних и тех же песен (например, «Fors seulement»), в том числе работы Бюнуа, Обрехта, Пьера де Ла
Рю, Агриколы, Гизелена. В дальнейшем Петруччи выпустил целый ряд сборников
итальянских многоголосных песен — фроттол, получивших широкое распространение в
обществе. Крупными нотоиздателями своего времени стали также Оттавиано Скотто
и Антонио Гардане в Венеции, Пьер Аттеньян в Париже, Тильман Сузато в
Антверпене. Плодотворный обмен опытом, столь характерный для музыкантов эпохи
Возрождения, все ширился и способствовал более глубокому и аналитичному проникновению
композиторов в создания своих коллег. И разумеется, творческая деятельность
музыкантов получила более широкую известность в обществе.
Большие
успехи одерживает наука о музыке в XV—XVI веках. Среди ранних печатных изданий выделяются
музыкально-теоре-
17 Цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения. М., 1966, с. 522.
172
тические
труды нидерландского композитора и ученого Иоганна Тинкториса, испанского
теоретика Рамиса ди Пареха, швейцарского немца Глареана и других музыкальных
писателей. Учение о ладах, популяризация музыкальных знаний, суждения о
крупнейших композиторах того времени и о ходе музыкального развития в XV—XVI веках,
пробуждающийся интерес к особенностям народного искусства (в дальнейшем и
обсуждение проблем музыкального исполнительства) — такова проблематика музыкальной
науки с конца XV и на протяжении XVI столетия. (Оставляем пока в стороне все, что касается
ее итогов к концу XVI века.)
Предыдущая Следующая