Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Прошло
уже достаточно времени, чтобы влияние ренессансного гуманизма распространилось
так или иначе помимо Италии и в других странах Европы. Во многих европейских
центрах в XVI веке сложилась просвещенная
среда, в которой преобладали художественные интересы, увлечение античностью,
ее памятниками и эстетическими воззрениями, стремление участвовать в устройстве
театральных спектаклей и музыкальных праздников, воздействовать на развитие
театра и музыки согласно новым идеалам эпохи. В Италии деятельность академий,
впервые основанных еще в XV веке и
возникавших далее в XVI и начале XVII века, активизация кругов гуманистов, группирующихся
при дворах, очень способствовали обострению эстетической мысли, росту
сознательного, критического отношения к явлениям искусства и его направлениям. Все
более горячо и заинтересованно обсуждались на протяжении XVI века проблемы современной музыки, что привело в итоге
столетия к пересмотру многих оценок и созданию «драмы на музыке», в принципе
противопоставляемой всевластной полифонической традиции. Даже политические
потрясения (изгнание Медичи из Флоренции в 1494 году), войны, разгром Рима
немецкими ландскнехтами в 1527 году не отвлекли в конечном счете
гуманистическую среду от вопросов искусства.
171
Бальдасаре
Кастильоне в своем известном трактате «О придворном» (второе десятилетие XVI века) вкладывает в уста некоего графа такие слова:
«... меня не удовлетворяет придворный человек, если он не музыкант, не умеет
читать музыку с листа и ничего не знает о разных инструментах, ибо, если
хорошенько подумать, нельзя найти более почтенного и похвального отдыха от
трудов и лекарства для больных душ, чем музыка. В особенности необходима музыка
при дворах, так как, кроме развлечения от скуки, она много дает для
удовольствия дам, души которых, нежные и мягкие, легко проникаются гармонией и
исполняются нежности» 17. Дальше идет речь о том, какая именно
музыка прекрасна: та, которая поется с листа уверенно и в хорошей манере,
пение соло под виолу, игра на клавишных или на четырех смычковых инструментах и
т. д. Нигде, однако, не восхваляет Кастильоне хоровую полифоническую музыку,
считая, очевидно, что она имеет по преимуществу только специальное назначение —
в церкви, на официальных торжествах.
Предыдущая Следующая