Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вместе
с тем отнюдь не эти особенности композиции производят главное художественное
впечатление. Жоскен внимателен к словесному тексту мессы, он дает ощутить
значение слов «... miserere nobis», «Crucifixus», «... passus et sepultus est».
Он широко пользуется имитационными приемами развития, внутренним варьированием
в малых пределах (мелодии, построения), сочетает глубокую полифоническую
разработку с ясностью гармонии и четкостью членений многоголосной ткани,
проявляет большой интерес к остинатности в широком и разностороннем ее понимании.
После долгого накопления соответствующих композиционных приемов у
предшественников Жоскен достигает нового уровня формообразования в
полифоническом целом, причем собственно полифоническое мастерство с его
высокой виртуозностью (углубление имитационного и канонического начал)
проникается такими факторами, как повторность, секвенционность и остинатность
(зачастую вкупе с секвенциями и имитациями). То, что уже смело прорывалось у
Обрехта, становится важной движущей силой у Жоскена, вне которой немыслимо его
зрелое искусство.
Новая
совокупность приемов развития и формообразования создает основу для более
определенной и выдержанной образности тех или иных частей, разделов, крупных
фрагментов произведения. К внутренне-вариационному развертыванию мелодики, к
имитационно-каноническому развитию многоголосия присоединяются теперь и новые
возможности продвигаться вперед, сохраняя избранный тип фактуры и общего склада
— путем секвенцирования, частичной повторности и многосторонней
178
остинатности.
Это очень оживляет звучание, способствует выпуклости мелких построений и
несомненной завершенности фрагмента в целом.
В
какой связи все это стоит с принципом мессы-пародии? Помимо того, что у
композитора-полифониста (не только Жоскена) естественен интерес к широкой, так
сказать, разветвленной форме разработки первоисточника, перед ним возникает
значительно большая свобода для проявления творческой инициативы, для
испытания всей системы обогащенных выразительных средств и приемов. Он может
избирать тот или иной голос оригинала, членить его на отрезки, снимать,
сокращать или дополнять, проводить в разных голосах и т. д. Это сложно — но это
и гибко.
Предыдущая Следующая