Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
большой тщательностью проанализировал советский исследователь мессу-пародию
Жоскена «Malheur
me bat» — также зрелый образец этого рода
композиции 20. В частях мессы использован полностью весь материал
трехголосной песни, причем композитор подверг его своей переработке: в ряде
случаев расчленил по-разному, выделил, например, отдельные небольшие построения
и сгруппировал их парами цепочкой (в Gloria),
частично дал внутри пар в увеличении (в Credo, в Agnus III),
сократил, оставив лишь крупные длительности (в Agnus I) и т. п. При этом каждый голос песни проходил в
соответствующем голосе мессы и был показан троекратно, а в начале Sanctus I появлялись полностью первые 11 тактов трехголосной
песни. Разумеется, все это не может не изумлять продуманностью сложного
замысла. Но ведь само по себе «препарирование» песни Окегема, как бы оно ни
было технически интересно, не осталось главной художественной целью
произведения. На основе многообразного и достаточно свободного обращения с
тремя голосами песни Жоскен расширил от начала к концу произведения собственные
творческие возможности: углубил значение имитационного развития и канонических
форм, остинатности, связанной с вариационностью, то есть утвердил свои
принципы формообразования.
При
всем том композитор еще, видимо, не рассматривал мессу как крупное сочинение на
собственную тему, имеющую определенный образный смысл. Его собственные темы в
ряде произведений этого рода не получили значения образного ядра, а служили
своеобразным скрепляющим «ферментом» скорее символического значения (La sol fa re mi или ре-до-ре-до-ре-фа-ми-ре в мессе «Hercules Dux
Ferrarie»).
Среди
песен, которые привлекали Жоскена для разработки в мессах, были и весьма
популярные тогда образцы, использованные также у других композиторов («L'homme armé»,
«Fortuna desperata»),
и более редкие мелодии, известные ему,
очевидно, из собственного опыта: «L'ami Baudichon» (старинная песня, возник-
20 См.: Пелецис Г. Месса Жоскена Депре «Malheur me bat» (к вопросу о технике сочинения на cantus firmus). — В кн.: Теоретические наблюдения над историей
музыки, с. 54—77.
Предыдущая Следующая