Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
179
шая
не ранее начала XV века) и «Una musqué de Buscaya» (старинная
французская песня, распространенная и у басков).
На
тему «L'homme armé»
композитор создал две мессы: «...super voces musicales» и
«...sexti
toni». Они могут служить примером
различного авторского претворения одного и того же первоисточника 21.
В первой из них мелодия песни отчетливо выделена как cantus firmus во всех частях цикла, всякий раз начинаясь с новой
ступени лада, показываясь в прямом и ракоходном движении, выступая с перерывами
и т. д. Во второй мессе на тему «L'homme armé» Жоскен отказывается от последовательности
сочинения на cantus firmus. Мелодия песни показана
лишь в Kyrie
II, в начале Gloria и в басу «Qui tollis». В остальном ее материал как бы растворяется в
сквозном имитационном или каноническом развитии, питая собой интонационный
строй произведения. При этом к . концу мессы сложность полифонического
изложения нарастает; в Sanctus и Benedictus — каноны на одну тему, в Hosanna — на две, а в шестиголосном Agnus III («Fuga ad minimum»)
двойной канон контрапунктирует с двумя отрезками мелодии «L'homme
armé», как бы завершая тем самым
всю композицию мессы. В итоге мессы получились достаточно различными по общему
характеру: первая воспринимается как более «терпкая» и строгая, вторая кажется
более широкой и смелой по духу и масштабам развития.
Специальные
композиционно-технические задачи ставил Жоскен перед собой в двух канонических
мессах. Из них более ранняя — как будто бы «Ad fugam» (вероятно, из репертуара Сикстинской капеллы). В
ней нет ни cantus firmus'a, ни особой авторской темы. Ее структурная основа —
канон в квинту между верхним голосом и тенором. Порой альт присоединяется к
ним в трехголосном каноне. Бас чаще остается самостоятельным, образуя базис
для канонического движения других голосов. Каноническое изложение местами
прерывается интермедиями, которые выделены двухголосным складом. Вторая
каноническая месса «Sine nomine» наполнена канонами в
квинту и кварту, охватывающими разные пары голосов поочередно. И в том и в
другом произведении авторский интерес сосредоточен на развитии, на процессе
движения, тематизм же не отличается особой характерностью, а интермедийные
фрагменты служат разрежению многоголосной ткани и выполняют функции отчленения
и оттенения канонических разделов.
Предыдущая Следующая