Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Мессы
Жоскена на символические темы, возникшие в пределах между 1490 и 1505 годами,
убедительно доказывают, насколько сильнее его занимали проблемы развития в
крупной полифонической форме, чем проблемы тематизма вообще или первоисточника
в частности. То были зрелые годы его творчества,
21 См.: Симакова Н. Мелодия «L'homme
armé» и ее преломление в мессах
эпохи Возрождения. — В кн.: Теоретические наблюдения над историей музыки, с.
17—53.
180
и
обе мессы получили большую известность. Первая из них «La sol fa re mi» особенно прославила его имя в период работы в Риме.
Композитор был свободен в выборе темы, в сочинении ее. Тем не менее он избрал
простую последовательность пяти звуков и извлек из нее чуть ли не безграничные
возможности варьирования в больших и малых масштабах музыкального развития.
Тема проходит в мессе более 230 раз, определяя плавно-вокальный характер
музыки и преобладающе минорную окраску звучания. Сама тема варьируется на
разные лады, изменяется ритмически и в разном контексте гармонизуется по-разному.
Хотя происхождение темы в мессе «Hercules Dux Ferrarie» несколько иное, она по существу носит примерно такой же «нейтральный»
характер: ре-до-ре-до-ре-фа-ми-ре. Эта последовательность тонов возникла как
подстановка нотных обозначений под гласные буквы наименования мессы,
посвященной
Эрколе,
герцогу Феррары:
Hercules Dux Ferrarie:
|
ire ut re ut re fa mi re
|
Тема
проходит
в
разных голосах мессы в основном виде, в уменьшении, в ракоходе. Последняя часть
мессы и здесь, как в «L'homme armé sexti toni»,
разрастается до шестиголосия (при общем четырехголосном складе). Соотношение
фрагментов «тематических» и свободных от темы оказывается равным, а структура
мессы в целом вся слагается из восьмитактов — «пример в своем роде уникальный»22.
Приведем всего один раздел — Kyrie II, чтобы
показать, насколько свободно чувствует себя композитор в отношении к избранной
теме и как щедро он пронизывает многоголосную ткань остинатными и
секвенционными образованиями, сочетая их в прихотливой, но ясной связи (пример
76). Из 18 тактов
тема мессы проходит в тактах 9—18, становясь там осью гармонии и будучи
выделена большими длительностями. Все Kyrie
построено на приметной остинатной фигуре, мерно спускающейся вниз по звукам
лада (сначала в верхнем голосе, с 5-го такта—в басу). Сцепление этой основной
остинатности в верхнем голосе при контрапунктической «временной» остинатности
у альта (такты 1—4) с новым соотношением секвенций в двух верхних голосах при
основной остинатности баса дальше (такты 5—9) создает впечатление одновременно
и смены, и непрерывности движения. С 9-го такта в теноре вступает как cantus firmus «буквенная» тема мессы, а верхние голоса затем входят
в новые соотношения, с элементами противодвижения, тогда как в басу неизменно звучит
остинатная фраза. Таким образом, цепь не прерывается, одни элементы все еще
накладываются на другие, а развитие мелодий в верхних двух голосах протекает
внутренне-вариационно — со сцеплением близких попевок.
Предыдущая Следующая