Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Это
чеканное, с паузами в басу на сильных долях и в то же время удивительно гибкое
вверху движение, это сочетание секвен-
22 Протопопов Вл. Проблема формы в полифонических
произведениях строгого стиля. — Сов. музыка, 1977, № 3, с, 107.
181
ционного
членения с плавностью линий в многоголосии не связано с какой-либо
индивидуально определимой образностью, не служит воплощению чего-либо
личностного в сфере эмоций. Вместе с тем образность все же едина в пределах Kyrie, хотя и развертывается в процессе движения, когда динамические
волны упорно возникают и возникают... В конечном счете характер образности
здесь менее всего зависит от темы мессы, хотя она вполне естественно
вписывается в сердцевину полифонического ансамбля. Выражает ли это Kyrie упорную, но мягкую настойчивость мольбы или
вне-личную энергию душевного движения вообще — судить трудно. Степень образной
обобщенности, думается, и не предполагала тогда более точных содержательных
определений. При всем том следует заметить, что музыка такого склада должна
была легче восприниматься слушателями, чем более линеарная и в принципе менее
расчленимая полифония Окегема.
Для
индивидуального стиля Жоскена с его стремлением к расчлененности структуры,
повторности, секвенционности очень характерна и возрастающая роль аккордовых
эпизодов и разделов мессы, в которых полифоническое развитие, по существу, не
прекращается, но идет «нота против ноты», то есть складывается в колонны
аккордов. Каждый голос четырехголосия (или другого состава голосов) сохраняет
при этом свою плавность, свою линию, но целое звучит прежде всего гармонично.
Со временем эта тенденция становится все более заметной в произведениях
Жоскена, выступая в мессах «D'ung aultre amer», «De beata virgine»,
«De pacem», «Pange lingua», где те
или иные части носят выдержанно аккордовый характер: разделы в Gloria, Credo и Agnus в первом из названных произведений, эпизоды в Osanna — во втором, Et incarnatus
в двух последних мессах. На примере Et incarnatus из
поздней мессы «Pange lingua» хорошо ощутим
полнозвучный аккордовый склад и ясная расчлененность целого каденциями (4—5—6
тактов). В имитационно-полифоническом контексте той или иной мессы подобное
изложение выделяется по контрасту и порой бывает связано с образностью более
лирического плана, хотя все еще строгой и без личностных акцентов. Чаще всего
она возникает именно в «Et incarnatus», то есть там, где
идет речь о Христе-человеке.
Предыдущая Следующая