Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
23 Протопопов Вл. История полифонии в ее важнейших явлениях.
Западноевропейская классика XVII—XIX веков. М., 1965, с. 26.
183
ибо
расчленение ее вовсе не предполагает распадения. Вл. В. Протопопов, в
только что цитированной работе, определяет вообще форму мотета как строфическую
вариационно-полифоническую, в которой развитие протекает на разном, но
родственном тематическом материале, то есть обновление тематизма идет в
пределах его вариационного родства, которое выявляется внутри каждой из
частей. Среди примеров, иллюстрирующих это определение, приводится мотет
Жоскена «Tribulatio
et angustia», в котором каждая из трех
частей является вариационной формой (первая часть — цепной вариационной формой)
и все они сцеплены между собой в процессе развития. Это и держит форму мотета в
целом, не дает ей распасться.
В
мотетах Жоскена широко применяется техника cantus firmus'a при достаточно
многообразном ее понимании. В пятиголосном мотете «Benedicta es coelorum regina» канонизированная мелодия гимна проходит как cantus firmus звеньями
— то в верхнем голосе, то в теноре, тогда как другие «свободные» голоса
контрапунктируют ей. Одно и то же слово (например, «Benedicta») или несколько слов, образующих строку гимна, со
своей мелодией звучат сначала в супериусе, а противосложение — внизу. Затем то
и другое меняется местами: тот же отрывок гимна поручен тенору, а
противосложение отдано верхним голосам, в одном из которых сохраняется прежняя
линия (то есть применен двойной контрапункт). Так, шаг за шагом продвигается cantus firmus, причем дальше количество голосов все возрастает.
Между тем течение музыки воспринимается как естественное, не отяжеленное, то
более плавное, с распевами, то скорее силлабическое, а свободные голоса
непринужденно связываются интонационной общностью, родством попевок, ощутимым
то здесь, то там по ходу их развертывания.
Четырехголосный
мотет «Alma
redemptoris mater» создан Жоскеном на основе
напевов двух антифонов: помимо обозначенного в заглавии, еще и «Ave regina coelorum». Советский исследователь называет этот мотет
многоголосной хоровой фантазией на материале антифона 24. Оба напева
выступают в мелодически новом оформлении, то более распетыми, то
сконцентрированными. Четыре раза с небольшими изменениями повторяется начальная
фраза «Ave
regina», оттеняя этим обновляемое
развитие мелодии первого антифона. Многоголосная ткань объединена попевками в
разных голосах, имитациями, двойными имитациями, каноническими секвенциями.
Однако монотонии в развертывании целого нет: фактура то насыщена, то разрежена,
много пауз, оживляют звучание переклички голосов и их групп.
Предыдущая Следующая