Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Наряду
с использованием церковных напевов Жоскен обращается в духовных произведениях
(помимо месс) к мелодике светских песен. Так, в его пятиголосной «Stabat mater» в качестве
24 См.: Евдокимова Ю, Симакова Н. Музыка эпохи
Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним, с.
189—194.
184
cantus firmus'a проходит в теноре большими длительностями мелодия
любовной chanson «Comme femme desconforté». В целом же это ясное, гармоничное произведение
нисколько не утрачивает своей цельности и чистоты оттого, что композитор
позволил себе ввести в многоголосие голос любовной жалобы, который как бы
растворился в новом целом.
Есть
среди мотетов Жоскена образцы своего рода шуточной техники, когда мастер словно
забавлялся сугубо профессиональными «остротами», поскольку все это давалось
ему именно шутя. Примером может служить светский по содержанию мотет «Ut Phoebi radus». Латинские строки подобраны таким образом, чтобы их
начала содержали слоги, совпадающие с сольмизационными названиями звуков: в
первой строке это «Ut» (как обозначали тогда ноту до),
во второй — «Ut re» и так далее, вплоть до
шестой строки, начинавшейся «Ut-remi-fas-sola» (гексахорд). Жоскен выделяет подряд строку за
строкой и в связи с каждой из них создает музыкальное построение (сначала в 9
тактов, затем в 10, 11 и т. д.). Каждое построение начинается с проведения
своих звуков (согласно обозначению) большими длительностями в нижних голосах,
верхние же два голоса сначала образуют противосложение, а затем (когда нижние
замолкают) еще продолжают развертывать свои мелодии. В дальнейших построениях
нижние голоса продолжают канон на основе «своих» звуков соответствующей строки,
а верхние, двигаясь как противосложение и затем развертываясь далее, свободно
развивают интонации «до-ре» или «до-ре-ми» и т. д. Мотет состоит
из двух частей. Вторая по общему замыслу как бы соответствует первой, но в
обратном порядке: первое построение исходит из «ля», второе «ля-соль» и
т. д. вплоть до «ля-соль-фа-ми-ре-до» — то есть в ракоходе. И на основе
такой музыкальной шутки возникает полифоническая фантазия (151 такт) из двух
частей, достаточно разнообразная, ясно расчлененная на шесть разделов в каждой
части, с кодой на доминантовом органном пункте, объединенная по принципу
«сцепления» мелодических ячеек и внутренне-вариационного развития мелодических
линий.
Предыдущая Следующая