Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
При
сопоставлении песен Жоскена с его мотетами нельзя не удивляться тому, как, при
общности полифонической техники, художественные результаты в итоге оказываются
все-таки различными. В песнях композитор не поступается никакими полифоническими
сложностями, не делает, так сказать, никаких послаблений более простому, малому
жанру, но служат у него те же
средства иному целому: именно жанр и получается иным. Среди песен Жоскена
преобладают четырехголосные, лишь немного меньше трех- и пятиголосных, еще
меньше шестиголосных. Написаны они по преимуществу на французские тексты, в
редких случаях — на итальянские или латинские. Использует композитор также
тексты популярных песен. Он не связывает себя особенно строгим отбором тех или
иных стихов. Среди его светских мотетов есть, например, сочинения как на
латинский текст Вергилия, так и на слова
185
современных
поэтов Ж. Молине и Ж. Лемера де Бельж. В некоторых песнях Жоскен приближается
к популярным музыкально-поэтическим формам бардзелетты или фроттолы — они и
публиковались при его жизни в итальянских сборниках фроттол.
В
своей основе песни Жоскена — полифонические произведения. Выделение верхнего
голоса как носителя мелодической выразительности в манере Дюфаи или Беншуа — не
в его стиле. Как правило, функции голосов в его песнях примерно равны. Тем не
менее само многоголосие развертывается таким образом, что слова бывают слышны и
поданы с должным вниманием к ним. Поразительно у Жоскена его умение создать
небольшую, легкую для восприятия песню, как бы скрыв от слушателей сложнейшую
полифоническую технику, лежащую в основе композиции. В пределах маленькой,
прозрачно звучащей песни «Baisier moy» (4
голоса, 39 тактов) этот нежный призыв «Поцелуйте меня» побудил композитора к
сложному (но и изящному) сочетанию трех различных канонов, объединенных в
стройную форму из двух сходных построений со стреттной кодой. Как правило,
композиция целого в песнях Жоскена достаточно компактна, тематический материал
отличается выпуклостью, интонационно-ритмической определенностью и выгодно
выступает в многоголосном развертывании. В сравнении с мотетами песни гораздо более
образно сконцентрированы в пределах единого эмоционального состояния и чаще
всего не расчленяются на части разного движения и различной фактуры.
Предыдущая Следующая