Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Вместе
с тем, говоря о тематизме песен Жоскена, мы не имеем оснований переносить на
него представления о мелодике, которая сопровождается иными, подчиненными ей
голосами и выделяется отличным от них движением, более широким, ритмически
изысканным, интонационно гибким (как то было в песнях Дюфаи, Беншуа,
Данстейбла). Тематизм Жоскена — тематизм внутри многоголосия, выразительная
нагрузка равных голосов. Оттого ему не свойственны столь тонко индивидуальные
интонации, как те, что звучали в рассмотренных нами песнях Дюфаи или Беншуа.
Выпуклость, узнаваемость этого тематизма связана, в частности, с такими приемами
изложения, как простая силлабика, репетиции на одном звуке, широкие распевы
гаммами, выделение кратких приметных попевок. Все это сконцентрированное в
скромных пределах формы и рационально выделенное в движении многоголосия
делает песню легко запоминаемой, как это и естественно для жанра. Жоскена можно
назвать мелодистом, но лишь памятуя, что мелодизм его особый. Приведем
несколько примеров широких, с большим размахом мелодий из его различных
произведений — песни, мотета, мессы (пример 77). Они охватывают
диапазон октавы, энергично устремляются вверх или вниз, обладают известной
цельностью, «представительностью» и могут восприниматься нами как своего рода
предшественницы тематизма будущих классических фуг. Однако у Жоскена эти
мелодии выполняют разные функции. Первая из них — контрапункт к теме,
имитируемой в начале песни, вторая — противосложение к мело-
186
дии
антифона, проходящей как cantus firmus в
мотете, третья — авторское изложение мелодии гимна «Pange lingua» в мессе того же названия. Нигде в данных случаях
мелодика не претендует на господство в многоголосии и не трактуется
композитором в особо индивидуальном смысле. Повсюду она — как бы ни была широка
и цельна — существует и воздействует только в ансамбле среди равных его
участников, выполняя в нем то одну, то другую роль.
Итак,
принцип полифонического письма остается единым для всех жанров Жоскена. В песне
он осуществляется только в более узких рамках и при более ощутимой
расчлененности формы на мелкие построения. Хотя Жоскен писал по преимуществу chansons, он уже не следовал традиции французских баллад и
рондо и строил форму по-иному, повторяя ради музыкальной цельности отдельные
ее построения, стремясь к репризности (и создавая трехчастные произведения),
выделяя в ряде случаев коду. Эта закругленность композиции в целом при образном
ее единстве и каденционной четкости разделов характеризует у Жоскена именно
жанр песни, в отличие от более крупной формы мотета с его продвижением вперед
и вперед при внутренне вариационных связях целого.
Предыдущая Следующая