Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
По
содержанию песни Жоскена чаще всего представляют любовную лирику, не
отяжеленную какими-либо драматическими или, тем более, трагическими чувствами,
— порой печальную, с оттенком меланхолии, порой даже задорную, иногда
шуточную. В ту эпоху не казалось странным, когда, например, любовная жалоба «Tenez moi en vos bras» получала выражение в шестиголосной полифонической
песне с имитациями, с элементами полимелодизма и расширенной репризой на слова:
«Возьмите меня в свои объятия, мой друг, я болен, ваша любовь меня исцелит».
Эта
своеобразность в форме выражения лирических чувств позволяла, между прочим,
очень легко переходить от жалобы к шутке, совмещая то и другое. Так возникла,
например, небольшая четырехголосная песня Жоскена «Adieu mes amours». Вначале поочередно вступают четыре голоса, с
имитациями в трех из них на заглавные слова песни. Простые вокальные партии
силлабического склада, безо всяких распевов, поручаются двум нижним голосам, а
два более подвижных верхних, по-видимому, являются инструментальными. Текст
ясно слышен в имитационной перекличке двух голосов. Песня расчленена на три
равные части по двадцать тактов, причем третья часть представляет собой почти
точную репризу первой. Такова музыкальная структура. Поэтический текст же в
третьей части новый, что в особенности выделяет его неожиданный смысл. Первая
часть песни заключает одну строфу: «Прощай, любовь... до весны». Вторая: «Я
озабочен... и объясню вам почему». Третья строфа (по музыке тождественная
первой) гласит: «У меня совсем нет денег, я стану жить воздухом, если деньги
короля не будут приходить чаще». Как ут-
187
верждают
современники композитора, эта песня должна была напомнить Людовику XII о том, что он постоянно оставался в долгу перед
Жоскеном...
Это,
казалось бы, шутка, но и она дополняет характеристику Жоскена, всесильного по
своему времени мастера, неутомимого художника, умного, бывалого человека,
познавшего величие — и людские слабости, мировую славу — и житейские заботы.
Искусство
Жоскена оказало огромное воздействие на последующие поколения
западноевропейских музыкантов. Оно было непосредственным образцом для
представителей нидерландской школы. Оно дало новые импульсы развитию
французской полифонической песни, высоко ценилось передовыми деятелями немецкой
духовной культуры. При жизни композитора его музыка снискала в Италии, а затем
и в других странах высокое признание в художественной среде, в кругах
гуманистов (мессы, мотеты) и популярность в более широких слоях общества
(песни, особенно близкие бытовым итальянским).
Предыдущая Следующая