Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
190
сосредоточено
на севере и не связано деятельностью с Италией, отдельные же мастера, напротив,
всю или почти всю свою Творческую жизнь проводят в Италии и способствуют
дальнейшему распространению в Риме, Флоренции или Венеции нидерландской
полифонической традиции.
Наиболее
крупными деятелями в этом поколении были: Якоб Клеменс-не-Папа (ок. 1510 — ок.
1556) 26, Николас Гомберт (ок. 1500 — ок. 1556), Адриан Пти Коклико
(ок. 1500 — после сентября 1562) и Адриан Вилларт (ок. 1400—1562).
Клеменс-не-Папа был связан с Брюгге, его произведения издавались в Антверпене;
он создал 10 месс, множество мотетов, писал также французские и нидерландские
песни, трехголосные голландские псалмы. Он прекрасно владел полифоническим
мастерством, все его мессы выполнены в технике пародий, и вместе с тем письмо
его отличается гармонической ясностью, текст хорошо слышен и целое легко для
восприятия. Рядом с ним Гомберт представляет несколько иную линию творческой
школы. Его мессы, мотеты, chansons выдержаны
в строгом, по преимуществу линеарном складе многоголосия, пронизанного
имитациями, почти без пауз, при равно насыщенной фактуре. Будучи композитором
при дворе Карла V, Гомберт сопровождал короля в
Испанию, Ниццу, Тунис, пользовался большим авторитетом и, по-видимому, мало
поддавался новым веяниям времени (среди его мотетов есть старинные формы с четырьмя
различными текстами). Пти Коклико, композитор, певец, теоретик, педагог, родом
из Фландрии, находился одно время на службе папы и французских королей, работал
в Виттенберге, во Франкфурте-на-Одере, в Штеттине, Кенигсберге, Нюрнберге и
кончил жизнь в Копенгагене. С его деятельностью непосредственно связано
укоренение традиций полифонической школы во Франции и немецких центрах.
Совершенно иначе сложилась творческая судьба Вилларта, хотя он происходил,
вероятно, из Брюгге и, как его коллеги, не миновал профессии певца. С 1515 года
он обосновался в Италии, сначала был связан работой с Римом, входил как певец в
капеллу д'Эсте в Ферраре, а затем с 1527 года до конца жизни возглавлял капеллу
в соборе св. Марка в Венеции, откуда, между прочим, ездил во Фландрию за
певцами. Многолетняя деятельность Вилларта в Италии образовала крепкое звено,
соединяющее творческие традиции нидерландцев с развитием местных
полифонических школ, в первую очередь венецианской. Вилларт и сам не остался
равнодушным к новым впечатлениям: помимо месс и мотетов он создавал и
мадригалы на итальянские тексты.
Предыдущая Следующая