Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
189
Жоскен,
использовавший мелодию «L'homme armé» при сочинении двух месс, написал свою
четырехголосную chanson «L'homme
armé»! С возрастающим интересом
композиторов к принципу мессы-пародии их менее удовлетворяет григорианская
мелодика, поскольку они стремятся найти многоголосный первоисточник. В
дальнешем наряду с chanson и вслед за ней был использован
мадригал в этом качестве; вошло также в практику пародирование композиторами
собственных мотетов в мессе. Эта опора на образец, по существу, удерживается
как принцип композиции (не взирая на отдельные исключения) до конца XVI века — вплоть до Палестрины и Орландо Лассо. Огромное
внимание направлено на технику полифонического письма, на сложный контрапункт,
на каноны разных видов, особые тайны и загадки прочтения нотной записи (в
основном виде, с пропусками пауз, в иных длительностях, в иных соотношениях
голосов и т. д.), нередко зашифрованные условными девизами от непосвященных.
Далеко не все из этих технических ухищрений было слышно при исполнении и на
деле оставалось своего рода профессиональным, цеховым испытанием того или
иного мастера. Вместе с тем на общей основе тематизма, принципов полифонического
развития и формообразования, в композиторской практике не могли не сказываться
и индивидуальные отличия крупных мастеров, и большие или меньшие связи их, в
частности, с Италией, и даже как бы внутренние направления, обозначающиеся в
рамках творческой школы. Исследователи нередко усматривают в этом процессе, с
одной стороны, линию Окегема, с другой — явные признаки влияния Жоскена.
Разграничить то и другое нелегко, ибо к Жоскену сходились и линия
полифонической виртуозности, и устремления к прояснению стиля. Так или иначе, в
творчестве Пьера де Ла Рю, Агриколы, Марбриана де Орто преобладают
линеарно-полифонические тенденции (при некоторых жесткостях у одного,
ритмической изысканности у другого, контрапунктической сложности у третьего). И
в то же время у Мутона, с его интересом к крупной полифонической форме и
высоким уровнем мастерства, нет пристрастий к сплошной имитационности, а
очевидны скорее внутренне-вариационные методы полифонического развития. Гармоническое
прояснение стиля характерно для Брумеля, хотя среди его четырехголосных месс (5
из них были изданы в Венеции, из самых первых образцов нотопечатания, в 1503
году) выделяется одна двенадцатиголосная. Не случайно у ряда крупных
полифонистов, авторов месс и мотетов, порою носящих духовный сан, наиболее
выделялись и приобрели долгую популярность их песни: у Бюнуа и Компера — их chansons, y Изаака — немецкая
Lied
«Insbruck, ich muss dich lassen». Это означало, что они
верно почувствовали, уловили живой дух своего времени и сумели преодолеть
академические рамки крупных полифонических форм. Новое поколение нидерландских
мастеров, работавших преимущественно во второй четверти XVI века и в начале его второй половины, уже как бы
расслаивается: большинство композиторов
Предыдущая Следующая