Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Все
названные композиторы придерживались традиционных жанров и создавали мессы,
мотеты, полифонические песни, с теми лишь отличиями, что одни (в большинстве)
писали французские chansons, некоторые же другие
создавали также песни на итальянские, французские, нидерландские тексты. Далеко
не все из этого творческого наследия уцелело, и тем не менее плодовитость и
высокое профессиональное мастерство авторов стоят вне всяких сомнений. От Пьера
де Ла Рю сохранились, например, 31 месса, 37 мотетов и столько же chansons. Среди сочинений Агриколы — 9 месс, 25 мотетов и
около ста песен на французские, итальянские и нидерландские тексты. Из
многочисленных произведений Изаака отметим уникальный труд «Choralis Constantinus», созданный для собора в Констанце (1513—1516):
собрание мотетов для всех праздников церковного года, оно было завершено после
смерти композитора его учеником Л. Зенфлем. У Компера мотеты и песни
преобладают над мессами, а среди песен кроме французских есть и итальянские. У
Бюнуа более 70 chansons. Сохранившееся наследие
Мутона составляют 15 месс, 120 мотетов, 25 chansons и ряд других сочинений.
Едиными
остаются принципы композиции и основы полифонического письма у мастеров конца XV — первой четверти XVI века. Высокий авторитет и большая известность многих
из них (особенно Изаака и Мутона, не говоря о Жоскене) способствовали
дальнейшему укреплению позиций творческой школы в разных странах Европы.
Традиция сочинения месс на григорианский первоисточник или на музыку chanson находится в полной силе, отступления от нее редки.
Складывается определенный круг излюбленных тем, которые многократно привлекают
к себе внимание композиторов и служат основой ряда произведений: «L'homme armé»,
«Fors
seulement», «Malheur me bat», «Allez regretz», «Je ne demande» и другие. Сплошь и рядом известные chansons вновь и вновь обрабатываются то тем, то иным автором,
создающим свой вариант уже известного образца25. Даже
25 См.: Симакова Н. Многоголосная шансон и формы ее
претворения в музыке XV—XVI веков. — В кн.: историко-теоретические вопросы
западноевропейской музыки, с. 32—51.
Предыдущая Следующая