Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Эпоха
Ренессанса вызвала к жизни значительные творческие направления, не связанные
или почти не связанные с областью церковного искусства. Иные жанры, иной
характер образности, иная стилистика, иные композиционные принципы уже заявляли
о
192
себе
в музыкальном искусстве XVI века.
Светское содержание, возрастающая роль личностного начала, стремление
освободиться от опоры на тематические образцы в творческом процессе, почерпнуть
свежие силы в непосредственной близости к песне или танцу — все это
становилось знамением времени.
Дальнейшее
развитие нидерландской школы было бы немыслимо в этих исторических условиях,
если бы ее представители изолировались от художественной современности. Новые
же достижения школы, как это со всей убедительностью выступает на примере
Орландо Лассо, лежали на пути синтезирования всего лучшего, созданного
передовыми направлениями эпохи, — на основе богатого творческого опыта самих
нидерландцев. Как в середине XV века, когда
школа лишь складывалась, впитывая многосторонние творческие истоки, — так и
теперь, к концу XVI величайшая полифоническая
школа Западной Европы смогла достичь своей последней вершины, обобщив,
синтезировав с подлинно творческой силой новые художественные открытия
Ренессанса.
С
достижением этой вершины нидерландская школа, казалось бы, исчерпала себя и не
получила непосредственного продолжения как таковая (один лишь Свелинк в
Голландии наследовал ее традициям в своих инструментальных произведениях).
Однако она в действительности не иссякла в творческой силе, а как бы влилась в
другие школы, передавая им огромный опыт и помогая им достичь новой зрелости.
Так расцвет венецианской творческой школы к концу XVI века, с одной стороны, искусство Палестрины — с
другой, в большой мере связаны с претворением полифонических традиций
нидерландцев на итальянской почве. А от этих явлений тянется нить к развитию
полифонии в XVII столетии, в свою очередь
подготовившему феномен Баха.
Во
Франции эпоха Ренессанса наступила с полной определенностью и в ярком своем
выражении лишь в XVI веке, когда развитие страны
подготовило для этого социальную почву и привело к новым успехам гуманизма.
Французская литература, французская живопись и архитектура создали тогда
прекрасные образцы нового искусства — прогрессивного и национально
характерного. Творчество Франсуа Рабле, поэзия Клемана Маро, Пьера де Ронсара,
Жоашена Дю Белле, деятельность Жана Антуана де Баифа неразрывно связаны с идеями,
образами и художественными средствами своей эпохи и немыслимы были бы в средние
века. Музыкальное искусство Франции более всего соприкасается в XVI веке именно с французской поэзией, но ему не чуждо и
раблезианское начало мировосприятия. Естественно, что близость вокальной музыки
к поэзии могла быть непосредственной. Что же касается духа Рабле, то он ощутим
порой в самом выборе текстов для песен и в их интерпретации композиторами —
вплоть до Орландо Лассо в его французских сочинениях.
Предыдущая Следующая