Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
193
Новые
достижения французского музыкального искусства выражены по преимуществу в
полифонической песне XVI века. Все
остальное — духовная музыка французских композиторов, единичные
инструментальные пьесы — гораздо менее значительно для своей эпохи. Лишь со
временем выдвигается на первый план новый род духовных сочинений,
непосредственно обусловленный возникшими общественными потребностями:
гугенотские духовные псалмы, в принципе представляющие музыку Реформации.
Однако по своей стилистике они довольно близки определенному направлению
полифонической песни и вместе с тем нисколько не заслоняют ее своеобразия и ее
исторической роли в целом.
Почему
же французская песня, истоки которой уходят в глубь веков и которая давно
привлекала к себе внимание полифонистов вне Франции, — именно в XVI столетии должна оцениваться как новое искусство
Ренессанса? В самом деле, полифоническая песня успешно развивалась во Франции
еще со времен позднего средневековья, а в XV веке к ней обращались крупнейшие мастера нидерландской
школы, которые и сами создавали новые ее образцы и постоянно использовали ее
как основу для крупных полифонических сочинений. Вплоть до начала XVI века французская песня воспринималась едва "ли
не как международное явление, что мы уже могли заметить на многих примерах ее
популярности. Но т а французская песня, которую можно условно обозначить как
песню до Жанекена, представляла собой обычно малый лирический жанр камерного
масштаба, то более близкий быту (и через него, возможно, народным мелодическим
истокам), то более утонченный по характеру образности и стилистике. Жоскен
Депре не раз использовал популярные ее образцы для полифонического претворения
в мессах. Сам же он создавал свои chansons, нередко
выходя за их рамки как в смысле образности, так и по масштабам композиции. Его
пример подействовал и на французских современников: новое понимание
полифонической песни во Франции, характерное для XVI века, в известной мере подготовлено именно Жоскеном.
Вместе с тем французские композиторы следующих за ним поколений отнюдь не
повторяли его: они далеко вышли за тематические и композиционные рамки его
песен и, вне сомнений, открыли новый период развития полифонической песни,
какой она сложилась в художественной атмосфере Ренессанса во Франции.
Предыдущая Следующая