Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Все
эти авторы chanson в XVI столетии по
своему образованию и роду постоянных занятий наследовали большой полифонической
традиции XIV—XV веков, как собственно французской, так и
нидерландской. Искусство нидерландцев было им хорошо знакомо и отнюдь не
чуждо: в его формировании принимали участие также мастера французского
происхождения, а само оно не порывало связей ни с французской песней, ни с
французскими музыкальными центрами. Почти все создатели новой chanson писали также в немалом количестве мессы, мотеты или
другие духовные произведения. В этой области творчества они не миновали
воздействия мастеров нидерландской школы. Однако известность во Франции и
194
в
большой мере за ее пределами приобрели не мессы или мотеты французских композиторов
XVI века, а именно их песни, с конца 1520-х годов
получавшие быстрое распространение.
Ранее
всего в Европе прославились песни Клемана Жанекена, о котором, к сожалению,
сохранилось очень мало сведений. Родился он в Шательро (провинция Пуату) около
1472—1475 годов. Начинал музыкальные занятия, по-видимому, как мальчик-певчий.
Затем известно о его пребывании в Бордо, в Анжере. В 1529 году крупные (и
впоследствии наиболее популярные) песни Жанекена были изданы Аттеньяном. До
1540 года появилось около ста его песен. Биографы Жанекена сообщают, что в 1549
году он стал кюре. Франсуа Лоррен, герцог де Гиз, покровительствовал ему. В
1555 году Жанекен был уже певцом в королевской капелле, а годом или двумя
позднее получил звание «постоянного композитора короля». Вероятно, еще до
этого его связывала дружба с семьей Ронсара, на тексты которого он создал ряд
песен. Дата смерти Жанекена не установлена. Предполагают, что он умер около
1559—1560 годов в Париже.
Из
творческого наследия Жанекена в историю вошли только его светские песни. Он
написал их более двухсот шестидесяти — для трех, четырех и пяти голосов. Помимо
того ему принадлежит множество месс, псалмов и других духовных произведений.
Жанекен был несомненно одаренным и ярким композитором, но не все в его творчестве
оказалось жизнеспособным: таковы были потребности времени. Если крупные песни
его («Война», «Охота», «Пение птиц», «Жаворонок» и другие) многократно
переиздавались, вызывали подражания и породили много обработок, то как автора
месс его вряд ли знали за пределами непосредственного окружения и
узкопрофессиональной среды. Среди светских chansons Жанекена выделяются как бы две жанровые группы:
собственно лирических произведений — и хоровых «программных» картин,
соединяющих яркие изобразительные свойства с выражением сильных эмоций. Это
стремление создать в хоровой музыке развернутую и динамичную картину внешнего
мира, бурных событий, активных действий, созвучных человеку явлений природы
особенно привлекло внимание и интерес современников Жанекена. Правда, в XIV веке, в пору Ars nova, в Италии
когда возникла качча, или во Франции, где появилась chasse, уже существовали первоосновы жанровых картинок
(«охота») в музыкальном искусстве. Но это были только скромные предвестия
того, что появилось во Франции XVI столетия.
Между таким наследием XIV века и
хорами Жанекена не могло быть непосредственной преемственности. Мало того:
развитие полифонии в XV и начале XVI века в большой мере абстрагировалось от жанровых и
звукоизобразительных элементов, и характер образности в полифонических произведениях,
как мы видели, был по преимуществу обобщенным, даже несколько отвлеченным. На
этом широком и уже привычном фоне появление названных выше песен Жанекена (к
ним надо еще присоединить изданные в 1537 году песни «Соловей» и «Крики
Предыдущая Следующая