Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
195
Парижа»)
было своего рода эстетическим переворотом: оно потрясло современников и
получило широкий длительный резонанс за пределами Франции.
Особенно
большой успех имела «Война» (или «Битва при Мариньяно») Жанекена —
четырехголосная песня крупного масштаба (из двух частей — 120 и 160 тактов),
которую трудно даже счесть собственно песней, а скорее можно представить своего
рода хоровой сценой: столько в ней театрального, конкретно-изобразительного,
если угодно, даже действенного. Эта и другие аналогичные песни Жанекена («Битва
при Меце», 1555 год; «Битва при Ренти», 1559 год ) были вдохновлены
патриотическим подъемом в связи с победами Франции. «Война» передает картину
боя между французскими и швейцарскими войсками. В первой части произведения
раздаются призывы «Слушайте, слушайте, все любезные галлы, о победе
благородного короля Франциска!» (имитации короткой «сигнальной» темы) и затем
как бы возникает само изображение (и выражение) напряженной подготовки к битве
— звучат слова «Трубите в трубы, бейте в барабаны!», «Смелее, друзья!» и другие
обращения к воинам, побуждающие их к наступлению. Музыка развертывается следуя
за текстом, композитор не стесняется многочисленными повторениями небольших
построений, разнообразит фактуру хорового письма и не придерживается строгого
полифонического изложения. Еще менее зависит от традиций строгого стиля вторая
часть песни, передающая шум и пафос сражения. Звукоподражания чередуются здесь
с возгласами «Живо на коней!» «Вперед, за знаменем!», а музыка при этом выражает
все нарастающий подъем победоносной битвы. Примененные художественные средства
очень смелы для своего времени: частые и быстрые репетиции на слоги,
подражающие дроби барабанов, сигналам труб, ударам мечей и другим звукам боя,
вместе с героическими призывами в убыстряющемся общем движении. Наконец, победа
одержана — и песня заканчивается триумфом французов. Все это в наше время,
естественно, кажется наивным, отчасти натуралистичным, во всяком случае очень
внешним. Но в то время это было своего рода открытием, связанным с тягой к
более конкретной образности, к динамике, действенности искусства. И, надо
отдать справедливость композитору, он сумел быть динамичным на протяжении
крупной формы. Ради этого он потребовал от хора отнюдь не плавного
кантиленного голосоведения, а звуковых эффектов, близких скорее
инструментальной музыке, непривычных для певцов (хотя сам-то был певцом!).
Предыдущая Следующая