Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
216
аккордовый
склад и гимнически звучит, повторяясь, призыв: «взгляни... и ты будешь
счастлив!» Это движение чувства, этот путь к кульминации стали возможны в
мадригале с его следованием не только за строкой, но и за общим ходом поэтической
мысли, с его освобождением от песенной строфичности ради сквозной композиции (пример
83).
Обращается
Маренцио и к модным в его время композиционным приемам, какие можно встретить у
Орландо Лассо, у представителей венецианской школы. Один из его мадригалов на
слова Тассо носит название «Диалог на восемь [голосов] с ответами эхо». В этом
довольно крупном произведении функции двух четырехголосных хоров разделены:
первый хор как бы от лица «лирического героя» вопрошает о своей судьбе, о
своей любви, спрашивает, где ему ждать утешения и т, д., второй хор отвечает
ему словно эхо, повторяя после каждого вопроса последние его слоги на ту же
музыку, причем эти слоги составляют новое слово, которое и является ответом на
вопрос. Например: «Chi mi consolera nel stato mio?»
(«Кто меня утешит в моем положении?») — ответ эха: «Iо» («Я»). По такому же принципу построен известный хор
Орландо Лассо «Эхо», который нередко звучит в нашем концертном репертуаре.
Наряду
с подобными приемами изложения Маренцио применяет и самую традиционную в
полифонии строгого стиля технику cantus firmus'a, придавая ей, однако, совсем иной художественный
смысл. В мадригале «Occhi lucenti е belli» («Очи лучистые и прекрасные», на текст Вероники
Гамбара) верхний из пяти голосов как бы стилизован в манере cantus firmus'a: на протяжении
всех девяноста четырех тактов он движется только целыми нотами (иногда
паузируя), порой по многу раз повторяя один и тот же звук. В то же время
звучание остальных голосов необычайно живо и многообразно: короткие имитации,
небольшие переклички, четкая аккордика, скороговорка, пассажность. От начала до
конца мадригала прославляются прекрасные очи вплоть до последних слов: «Будьте
всегда светлыми, веселыми и ясными». Верхний голос в очень медленном темпе
мерно повторяет те же слова, которые весело и оживленно поются остальными
четырьмя голосами (пример 84).
Все это в целом может звучать и несколько торжественно и вместе с тем
шуточно — ибо самый привычный тогда прием применен в неожиданном контексте.
Предыдущая Следующая