Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
С
1594 года Джезуальдо находился в Ферраре. Там его влиятельные родные внушили
герцогу Альфонсо II д'Эсте, что тому будет династически
полезен брак его двоюродной сестры Элеоноры д'Эсте и Карло Джезуальдо. Пышная
свадьба состоялась в феврале 1594 года, с праздничным кортежем, при участии
музыкантов из дома Джезуальдо. Поселившись с семьей в Ферраре в палаццо Марко
де Пио, композитор собирал у себя многих музыкантов и любителей музыки,
объединив их в основанную им академию, главной целью которой было исполнение
избранных произведений — для улучшения музыкального вкуса. По всей
вероятности, на собраниях академии Джезуальдо не раз участвовал в исполнении
своих мадригалов. Современники очень высоко оценили его новаторство. Тогда же,
в Ферраре он подружился с Тассо, поэзия которого была ему близка по своей
образности и эмоциональному тонусу: на тексты Тассо он создал много больше мадригалов,
чем на тексты любого из итальянских поэтов. Последние годы жизни Джезуальдо
были омрачены и постоянными семейными неурядицами, и тяжелыми болезнями.
Скончался он в 1613 году.
Мадригалы
составляют главную, подавляющую часть творческого наследия Джезуальдо. В
1594—1596 годах вышли первые четыре книги его пятиголосных мадригалов, в 1611 —
еще два их сборника. Посмертно опубликованы мадригалы на шесть голосов (1626).
Кроме того, Джезуальдо создал ряд духовных сочинений
219
(но
не месс). Сохранилась также рукопись его четырехголосной «Гальярды для игры на
виоле» (1600). Прижизненную славу принесли композитору именно его мадригалы.
Появляясь впервые как раз в те годы, когда во Флоренции готовились первые
оперные опыты, а монодия с сопровождением была полемически противопоставлена
полифонии строгого стиля, мадригалы Джезуальдо по-своему тоже означали
драматизацию музыкального искусства, поиски новой выразительности, хотя и в
многоголосном вокальном складе.
Своеобразно
было отношение Джезуальдо к поэтическим текстам. Из 125 его пятиголосных
мадригалов лишь в 28-и обнаружены тексты определенных поэтов. 14 произведений
написаны на стихи Тассо (в двух сборниках), 8 — на слова Гварини, остальные 6
— на единичные тексты шести второстепенных авторов (А. Гатти, Р. Арлотти и
других). Чем дальше, тем реже обращался Джезуальдо к чужим текстам. В первом
сборнике из 20 мадригалов 13 написаны на стихи Гварини, Тассо и иных поэтов, в
четвертом сборнике среди 20 произведений найден лишь один текст Р. Арлотти, в
шестом сборнике остались неизвестными все авторы текстов 23 мадригалов.
Предполагают, что стихи для них написаны самим композитором, тем более что и с
чужими текстами он обращался весьма свободно30.
Предыдущая Следующая