Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Что
же именно отличает музыку Джезуальдо, которая воспринималась его
современниками как бесспорно новая, совершенно особенная? Хроматизм, всегда
привлекавший композитора, был в известной мере подготовлен в произведениях
Вичентино, а тот, в свою очередь, ссылался на образцы Вилларта, еще ранее
начавшего писать «в новом ладу». Вдобавок оказывается, что неаполитанская
школа мадригалистов (малоизвестная в наше время), представленная П. Ненна, Аг.
Агреста, Сц. Лакорциа, К. Ломбарди, А. Фонтанелли и другими второстепенными
авторами, вообще тяготела к хроматизму. Тем не менее в мадригалах Джезуальдо
хроматизм воспринимался, видимо, иначе, будучи выражен более смело и в
совокупности с иными чертами стилистики. Главное же — хроматизм Джезуальдо
неразрывно связан с вполне определенной образностью, острохарактерной, главенствующей
в его мадригалах.
В
некоторых произведениях Джезуальдо отчетливо ощутимы как бы две сферы
образности: более экспрессивной, «темной», страстно-скорбной — и более светлой,
динамичной, «объективной». Это отмечено и советскими исследователями. В
мадригале, например, «Moro, lasso» («Умираю, несчастный») противопоставление диатоники
и хроматики символизирует образы жизни — и смерти31. Во многих
случаях темы радости диатоничны —
30 Это, между прочим, затрудняло атрибуцию ряда текстов в
мадригалах Джезуальдо: порой он отбирал строки из середины поэтического
произведения или фрагмента его и к тому же изменял текст по своему вкусу.
31 См.: Дубравская Т. Итальянский мадригал XVI века. — В кн.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, с.
91—93.
220
и
противопоставлены темам страдания с их хроматизмом32. Однако в этом
противопоставлении образные силы, если можно так выразиться, совсем не равны,
что нетрудно проследить на примерах многих мадригалов: «Moro, lasso», «Che fai meco, mio cor misero е solo?», «Se tu fuggi», «Tu piangi o Filii mia», «Mille volte il di», «Resta di darmi noia». Светлые, объективные образные эпизоды по общему
характеру и чертам стилистики не несут на себе отпечатка творческой личности
Джезуальдо. Они традиционны для музыки мадригала его времени и могли бы
встретиться как у Маренцио, так и у многих других композиторов. Именно потому,
что они традиционны и нейтральны, как бы находятся на общем уровне, — они и
способны по контрасту оттенить то, что необычно, индивидуально и ново у
Джезуальдо (пример 85).
Предыдущая Следующая