Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
научной литературе особенности новой стилистики Джезуальдо обычно
рассматриваются в связи с его гармонией. Советские исследователи, в частности,
справедливо подчеркивают у него гармонизацию хроматической малосекундовой
интонации и при этом — богатство вертикали (мажорные и минорные трезвучия,
секстаккорды и квартсекстаккорды, септаккорды, неприготовленные диссонансы) 33.
Поскольку объяснить принципы хроматизма Джезуальдо как систему, полностью
связанную либо со старой модальностью, либо с новой, созревающей
мажорно-минорной ладовостью, не удается — с легкой руки Стравинского постоянно
утверждают, что новая гармония мадригалиста объяснима только логикой
голосоведения. Уже цитированная выше Н. Казарян в другой работе утверждает: «В
основе самых смелых аккордовых сочетаний Джезуальдо лежат лишь два принципа:
строгопараллельное голосоведение и хроматическое противодвижение во взаимодействии
двух или трех голосов музыкальной ткани при опоре на терцовую (преимущественно
трезвучную) вертикаль» 34.
Однако
стилистика Джезуальдо производит в целом иное впечатление, чем стилистика
Маренцио, у которого тоже можно встретить и хроматизмы, и подготовленные
голосоведением различные виды септаккордов — включая даже уменьшенный.
Маренцио движется от диатоники к хроматике спокойно,
32 Приведя примеры из трех мадригалов Джезуальдо, другой
исследователь утверждает: «Все темы радости [...] имеют единый музыкальный
строй, выраженный в подвижном характере, ясном диатоническом кружеве имитаций,
в единоладовости, консонантности, поступенности, обильной вокализации. Все темы
страдания [...] также выдержаны в едином ключе: хроматические полутоновые
интонации, ходы на уменьшенные и увеличенные интервалы — намеренно невокальные,
подчас со скачками в пределах колючих септим и нон, остродиссонирующие
аккорды, неприготовленные задержания, соединение далеких (3,5,6 знаков)
гармоний» (Казарян Н. О мадригалах Джезуальдо. — В кн.: Из истории зарубежной
музыки, вып. 4. М., 1980, с. 34).
33 Дубравская Т. Цит. изд., с. 86.
34 Казарян Н. О принципах хроматической гармонии
Джезуальдо. — В кн.. Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки.
Сб. трудов (межвузовский), вып. 40, с. 105.
Предыдущая Следующая