Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
221
последовательно,
причем хроматизм не становится у него важнейшим выразительным средством, не
определяет его творческую индивидуальность. Иное дело у Джезуальдо: хроматизм
его был воспринят современниками и даже воспринимается нами как своего рода
переворот в стилистике, связанный со вторжением новой образности в итальянский
мадригал. Нова в принципе не только гармония Джезуальдо, но и его мелодия —
тоже важнейшее выразительно-драматическое начало его мадригалов. Если
последование аккордов порой можно объяснить логикой голосоведения, то склад
мелодии, всецело нарушающий эту традиционную логику, зависит от новых
музыкально-поэтических задач, диктующих композитору то смело драматический
возглас, то интонации страстной скорби или нежной томности увядания, то взрыв
отчаяния, то мольбу о пощаде... Одной гармонии здесь мало: Джезуальдо остро
индивидуализирует интонационный склад мелодии, столь непохожей у него на
мелодическое развертывание, типичное для полифонии строгого стиля.
Он
сообщает ей порой прерывистое дыхание — благодаря коротким паузам. Она
движется напряженно, в высокой тесситуре, патетически выделяя пик кульминации
(часто — ля второй октавы; пример 86). Когда в мадригалах Джезуальдо возникают
интонационно простые, с жанровым оттенком мелодические фразы (пример 87), они по контрасту
оттеняют меру новизны скорбной мелодики.
Разумеется,
мелодика и гармония взаимодействуют в многоголосии Джезуальдо. Сплошь и рядом
гармония окрашивает мелодию в неожиданные, странные тона, сообщает ей
красочность, хрупкость, таинственность, неопределенность. И то и другое приобретает
очень важное значение для композиции мадригала в целом, для его
формообразования.
Джезуальдо
не изобретает какой-либо особой формы в своих произведениях. Его мадригалы
совсем невелики (чаще всего протяженностью от двадцати до тридцати тактов) и
лишь в тех случаях, когда в них выделены две образные сферы (например, «Mille volte il di», «Tu piangi, o Filli mia»), они
несколько расширяются в объеме. Музыка развертывается, следуя за смыслом
поэтического текста и одновременно объединяясь интонационными связями,
внутренне-вариационными приемами, имитациями (обычно не строгими). Как мы
многократно убеждались, эти же приемы господствовали в полифонических мессах и
мотетах строгого стиля.
Предыдущая Следующая