Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Однако
новый тематизм Джезуальдо неизбежно накладывает свой отпечаток и на общее
впечатление от формы целого. В отличие от традиционной опоры старых
полифонистов на канонизированные церковные напевы, мелодии популярных песен
или собственный тематизм «нейтрального» характера (например, диатонический
гексахорд или символические темы из немногих звуков в ровном движении),
Джезуальдо стремится к наибольшей индивидуализации своего тематизма, как
правило, начиная мадригалы то драматичными возгласами, то скорбными жалобами,
всегда
222
приметными,
«эмоционально ударными», захватывающими внимание (пример 88).
Очень
большое значение придает композитор подходу к кульминации и ее достижению в
важной точке формы и в зависимости от поэтической кульминации. Так, в мадригале
«Ahi, già mi discoloro» многократно, в порыве чувств берется верхнее соль
(вторая октава) и лишь однажды, в 23-м такте достигается вершина — верхнее ля
на возгласе «Moro, mia vita» («Умираю, жизнь моя»). Степень образной
напряженности, да еще и в пределах небольшой формы, у Джезуальдо совершенно
иная, чем в крупных полифонических композициях строгого стиля. Все характерные
для него слова — «Сладостная смерть», «Пощады! кричу я, плача», «Умираю,
несчастный» и т. д. — выделяются и мелодически и гармонически необычными
средствами. Вряд ли всегда эти гармонические смелости следует объяснять логикой
голосоведения, так сказать, пересечением горизонталей. Джезуальдо, видимо,
нередко искал неожиданную вертикаль, быть может даже — за инструментом.
Обычно подчеркивается, что его мадригалы были впервые изданы в партитуре, тогда
как другие многоголосные произведения выпускались еще в партиях. Не исключено,
что Джезуальдо сам пожелал этого, стремясь следить при исполнении не только за
линиями голосов, но и за цепью вертикалей, которые были для него очень дороги,
как выразительные средства.
Далеко
не всегда спокойны и окончания его мадригалов. Правда, в ряде случаев они
завершаются умиротворением или просветлением, но отнюдь не на подъеме
(например, со словами «Я умираю»). Часто напряжение длится до последнего
созвучия (пример 89).
Предыдущая Следующая