Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Искусство
Джезуальдо, как бы оно ни было индивидуально, прочно связано со своим временем.
Оно мыслимо лишь после эпохи Ренессанса. Сила чувства, страсти, свобода их
воплощения, смелое проявление личности в творениях — его ренессансные черты.
Крайности индивидуализма, господствующая образность смертельной скорби,
разочарования, увядания, отчаяния, томной меланхолии — приметы наступившего
иного времени. В этом полном погружении в себя, в свою истерзанную душу, в этой
жажде «сладостной смерти» есть уже нечто болезненное, ущербное. И хотя Джезуальдо
во многом предсказал наиболее трагические образы и ситуации в операх XVII века (у Монтеверди и других крупнейших композиторов),
художники следующих поколений не восприняли у него этой исключительности, этого
пессимизма.
При
жизни Джезуальдо итальянский мадригал, продолжая существование в «классическом»
виде, уже одновременно перерождался в новые, лирические или драматические
разновидности жанра. К концу XVI века,
усилиями Джулио Каччини, Лудзаско Лудзаски и, возможно, Клаудио Монтеверди, в
Италии уже создавались мадригалы для одного голоса с сопровождением
инструмента или инструментов.
223
С
одной стороны, в исполнительской практике стали известны случаи переложения
многоголосных мадригалов для одного голоса с сопровождением, причем выдающийся
певец или талантливая певица особо выделяли верхний голос, украшали его
пассажами и фиоритурами по своим виртурзным возможностям. Это происходило,
например — как известно из сообщений современников, — на придворных
праздничных спектаклях и концертах во Флоренции, где выступала прекрасная
певица Виттория Аркилеи и певец-композитор Джулио Каччини. Такое «превращение»
вокального многоголосного произведения в новый вид музыкальной лирики было
вполне естественным в ту пору, когда мадригал все более индивидуализировался и
часто становился выражением сугубо личных чувств, как это было у Джезуальдо.
С
другой стороны, интерес к сольному пению с инструментальным сопровождением был
отнюдь не новым в среде просвещенных любителей музыки. В период высокого подъема
полифонического искусства в определенных кругах общества предпочтение все же
отдавалось сольному пению. На вопрос «какая музыка лучше всего?» Бальдассаре
Кастильоне отвечал устами некоего мессера Федерико: «Прекрасной музыкой [...]
кажется мне та, которая поется с листа уверенно и с хорошей манерой; но еще
лучше пение под виолу, ибо в музыке соло, пожалуй, заключается прелесть;
красивая мелодия и манера игры замечаются и слушаются с гораздо большим
вниманием, ибо уши заняты лишь одним голосом; при этом легче примечается каждая
малейшая ошибка, чего нет при пении совместном, где один помогает другому. Но
приятнее всего мне кажется пение под виолу для декламации; это придает столько
изящества и силы впечатления словам, что просто удивительно!» 35 С тех
пор как это было написано во втором десятилетии XVI века, в Италии (да и в других странах) очень широкое
распространение получило пение под лютню. Композиторам-лютнистам, превосходным
исполнителям на своем инструменте, принадлежит множество вокальных произведений
с сопровождением лютни — частью на уже существовавшие в быту мелодии, частью же
полностью созданные ими.
Предыдущая Следующая