Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Банкьери
принадлежит несколько мадригальных комедий, среди которых наиболее известна
«Старческое сумасбродство» (1598). По-видимому, этот жанр на первых порах имел
успех. Делались попытки создать и пасторальную мадригальную комедию («Верные
влюбленные» Гаспаро Торелли, 1600). Однако с возникновением оперного искусства
мадригальная комедия сперва отступила на второй план, а затем ее история
оборвалась. У самого порога оперы соединение комедийного спектакля с
многоголосной музыкой воспринималось многими современниками как остропротиворечивое,
даже как доказательство несовместимости полифонии с драматической формой.
Однако своеобразный интерес мадригальные комедии все же представляли для своего
времени, будучи связаны с любопытной эволюцией мадригала.
Для
немецкого музыкального искусства, в эпоху Ренессанса самым важным оказалось
движение Реформации, с которым связан целый круг новых творческих явлений,
весьма существенных на общем пути художественного развития страны. К этому времени
немецкая музыка накопила уже большой исторический опыт: помимо традиций
церковной музыки средневековья и лишь недавно иссякшего искусства миннезанга,
то были достижения
225
полифонической
школы с XV века (к ней примыкали и немецкие мастера, например А.
Агрикола) и, параллельные ей, очень интересные творческие опыты крупнейших
немецких органистов К. Паумана и П. Хофхаймера. Однако наиболее широкое
жизненное влияние приобрела в XV веке немецкая
песня, одновременно близкая быту (происхождение мелодий нередко бывало
народным) — и обрабатываемая в духе полифонии строгого стиля. Характерный к
началу XVI столетия «обмен» между поэтическими текстами,
народными мелодиями и песенными произведениями композиторов способствовал
тому, что народно-бытовое — и авторское, старая музыка — и новый текст порой
были уже так прочно слиты, что отграничить одно от другого даже современники не
могли. Советский исследователь приводит пример с четырехголосной песней Изаака «Insbruck, ich muss dich lassen», созданной около 1475 года: она приобрела популярность,
впоследствии к ее мелодии подобрали духовный текст, во время Реформации она
была воспринята как духовная песня и снабжена новым текстом, а спустя много
лет поэт П. Герхард вновь сочинил к ее мелодии духовные стихи 36. В
это общее широкое русло попадали и подлинно народные (быть может,
крестьянского происхождения) мелодии, и стихи поэтов-гуманистов, и создания
композиторов. Тематика песен в XV—XVI веках была самой разнообразной: от любовной лирики до
сатиры,- от охотничьих, застольных, шуточных куплетов до духовных напевов, от
календарного цикла, баллады, легенды до боевого гимна во время крестьянской
войны. Здесь чувствуется и демократическое начало — в самом происхождении
песен, и следы серьезной полифонической традиции — в обработке мелодий.
Предыдущая Следующая