Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Один
из самых старинных памятников этого песенного искусства относится примерно к
середине XV века (рукопись) и получил в
истории название «Лохаймского сборника» (по надписи на нем, быть может
обозначающей имя владельца). В нем содержатся прекрасные мелодии, как бы из
исторического далека предвещающие песни Шуберта. Светлое лирическое чувство,
мелодическая широта одних образцов, яркая танцевальная динамика других
соединяются с удивительной свежестью их общего стиля, с ясностью структуры,
легкой доступностью (пример 90).
В
дальнейшем немецкие песни в изобилии выпускались издателями и тем самым
получили в своей стране особенно широкую популярность.
Из
всего прошлого немецкой музыки именно песня привлекла к себе главное внимание
деятелей Реформации, что было совершенно естественным в тех исторических условиях.
Реформационное движение отнюдь не сводилось, как известно, к религиозным,
конфессиональным проблемам. «Реформация — лютеранская и кальвинистская, — писал
Энгельс, — это буржуазная революция
36 См.: Симакова Н. Из истории вокальных форм эпохи Возрождения.
Рукопись.
226
№
1 с Крестьянской войной в качестве критического эпизода» 37. Деятели
Реформации в Германии стремились опереться на искусство, доступное широким
общественным кругам, и противопоставить его белее сложному искусству
католической церкви (латинские тексты, крупные полифонические формы). Это
полностью соответствовало их общим позициям. Энгельс определяет Реформацию как
единственно возможное популярное выражение общих стремлений 38.
Самым прямым и самым значительным в этой связи художественным следствием
Реформации было создание протестантского хорала. В XVI веке он не только знаменовал новый тип духовной
музыки, но приобрел гораздо более широкое, боевое значение. Поскольку
социальное движение вылилось в форму Реформации, его гимнами стали духовные
песнопения. С именем Мартина Лютера связывается непосредственное участие в
создании первого их круга, даже самого типа этой вокальной музыки. Известно,
что Лютер любил и понимал музыку, высоко ценил, в частности, произведения
Жоскена (о котором говорил, что о н властвует над звуками, а над другими
властвуют звуки), всячески поощрял занятия музыкой, признавал ее воспитательную
роль, поддерживал издание песенных сборников и хотел бы, чтобы все искусства,
особенно музыка, служили религии, а не отрицались «суеверными людьми». «Музыку
я любил всегда, — признавался Лютер. — Кто знает это искусство, тот хороший
человек, искусный ко всему. Музыку необходимо сохранять в школах. Школьный
учитель должен уметь петь, иначе я на него и глядеть не хочу» 39. Естественно,
что при живых музыкальных интересах Лютер мог в большей мере лично повлиять на
формирование протестантского хорала. Ему, как известно, принадлежит перевод
Библии на немецкий язык (1521 — 1522); он стремился преодолеть ограниченность
нижненемецкого и верхненемецкого языка и, основываясь на единой форме
саксонской имперской письменности, обогащал словарь из жизненных, бытовых
источников. Заботясь о создании духовной музыки, по-настоящему близкой его
соотечественникам, Лютер восставал и против латыни, сочиняя стихи на немецком
языке, и против усложненности музыкального звучания, поощряя поиски более
простых музыкальных форм на основе песни. Все это вместе, вне сомнений,
способствовало значительной демократизации немецкой культуры в те годы. «Лютер
вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка, — утверждал
Энгельс, — создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того
проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал „Марсельезой" XVI века»40. Имеется в виду известнейший хорал «Ein' feste Burg ist unser Gott» («Бог — наш крепкий оплот»).
Предыдущая Следующая