Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
37 Маркс К., Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 21, с. 417.
38 Там же, с.
418.
39 Цит. по изд.: Музыкальная эстетика западноевропейского
средневековья и Возрождения, с. 379.
40 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.. т. 20. с. 346—347.
227
В
наше время трудно с полной ответственностью судить, что именно в области
духовных песен было создано самим Лютером, а что возникло в его кругу, под
прямым его воздействием. Надо полагать, однако, что его. сильная личность
инициатора и вдохновителя не могла не проявляться в выборе текстов и мелодий
для хорала, а его вкус, в свою очередь, не мог не учитываться в кругу близких
ему музыкантов во главе с Иоганном Вальтером (1496—1570). Самому Лютеру
приписывается создание не только хорала «Ein' feste Burg», но и ряда других духовных песен. Возможно, что в ряде случаев ему
действительно принадлежали и стихотворный текст и музыка: Вальтер
свидетельствовал, что Лютер «сам написал ноты» на некоторые духовные стихи. Так
или иначе, его направляющее участие (а возможно, и действие личного примера)
сказалось в твердости, последовательности и единстве устремлений тех, кто
положил начало протестантскому хоралу.
По
идее Лютера и его единомышленников протестантский хорал как новый род духовной
музыки должен был привлечь всю общину к исполнению напевов, сблизить области
церковной и бытовой музыки. Отказавшись от католической мессы (оставив из нее
лишь некоторые части), резко ограничив тем самым латынь в богослужении,
деятели Реформации выполнили и важную социальную задачу (идя навстречу широким
кругам бюргерства, отчасти даже крестьянства), и — в немецких условиях — даже
прогрессивную национальную миссию. Ведь для немецкой церковной общины
католическая церковь в целом и ее приверженность к латыни были гораздо более
далекими и чуждыми, чем для итальянских прихожан, давно свыкшихся с
католичеством (не только как всемирным, но и как местным явлением) и лучше
понимавших латынь.
Не
следует думать, впрочем, что в борьбе за протестантский хорал Лютер вместе со
своими единомышленниками подвергнул вообще сомнению ценность полифонической
музыки строгого стиля. Новизна протестантского хорала и связь его с
народно-бытовыми истоками еще не означали полного отрицания полифонических
традиций. В 1520-е годы, когда появились первые сборники новых протестантских
песен, нидерландская полифоническая школа находилась в полном расцвете в итоге
достижений Жоскена Депре и композиторов его поколения. К этой же школе принадлежал
Людвиг Зенфль (ок. 1486— 1542 или 1543), певец и известный композитор в
капелле короля Максимилиана I, работавший
также в Цюрихе и при дворе в Вене, автор месс, мотетов и — одновременно —
множества немецких песен. Лютер был дружен с Зенфлем, восхищался его мотетами,
обращался к нему с просьбой создать многоголосное произведение на напев
антифона, который был особенно любим Лютером и постоянно пелся им. Все это
следует так или иначе учитывать, поскольку и протестантский хорал складывался
как многоголосный, причем — на первых порах — с мелодиями в среднем голосе
(!). Строго говоря, новый склад протестантских духовных песен означал не
упраздне-
Предыдущая Следующая