Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
228
иие,
а гармоническое прояснение вокального, многоголосия. Это хорошо видно на
примере первого же сборника, выпущенного в 1524 году Иоганном Вальтером под
названием «Geistlich
Gesangk — Buchlein» («Книжечка
духовных песен»). Здесь хоральные мелодии получили несложную полифоническую
обработку и звучали в среднем голосе. Позднее, при переиздании сборника мелодия
была перенесена в верхний голос — и это затем стало-типичным для
протестантского хорала.
Мелодические
истоки этого хорала оказались достаточно многообразными, но в общем
определялись живыми музыкально-бытовыми традициями. Лютер и окружающие его
черпали материал отовсюду, сообразуясь только с его доступностью и яркостью.
В хорал частично вошли мелодии некоторых допротестантских гимнов и секвенций,
даже отдельные григорианские мелодии, укоренившиеся в быту, и, конечно,
многочисленные мелодии народно-бытовых песен — немецких, чешских, быть может и
других народов. На протяжении XVI века круг
напевов все пополнялся, причем в него сплошь и рядом входили светские мелодии
(с новыми текстами), произведения современных композиторов (в переработке),
мелодии, созданные мейстерзингерами, особенно Хансом Саксом. Так, прообразом
хорала стал прославленный «Серебряный напев» Сакса (в свою очередь вдохновленный
старинной духовной мелодией). В другом случае основой для хорала стала песня
известного композитора Якоба Реньяра (фламандца по происхождению, работавшего в
Праге, в Аугсбурге, в Италии) «Венера, ты и твое дитя — оба слепы». Любопытно
также, что в 1583 году Реньяр выпустил сборник «Немецкие песни для трех
голосов по образцу неаполитанских вилланелл»; он имел большой успех.
При
жизни Лютера в создании немецких духовных песен принимали участие композиторы
как непосредственно из его круга, так и работавшие в иных немецких центрах:
Генрих Финк (ок. 1450—1527), Арнольд фон Брук (ок. 1490—1554), Вильгельм
Брайтенгразер (ок. 1495—1542), Сикст Дитрих (ок. 1494 — 1548), Балтазар
Резинариус (ок. 1485—1544) и другие. Некоторые из них (Финк, Брук, Резинариус)
были опытными полифонистами и создавали также мессы или мотеты на латинские
тексты. Да и в дальнейшем многие немецкие авторы духовных песен отлично владели
полифоническим мастерством, но сознательно шли на прояснение многоголосного
склада ради большей доступности духовных сочинений. Иоганн Эккард (1553— 1611),
работавший в Мюнхене, Аугсбурге, Берлине, был учеником Орландо Лассо — и одним
из популярнейших протестантских композиторов. Ганс Лео Хаслер (1554—1612)
много работал над псалмами и духовными песнями, будучи при этом блестящим
немецким представителем итальянской школы, автором крупных полифонических
сочинений, мадригалов, канцонетт и танцевальных сюит. Немецкие духовные песни
есть и у Орландо Лассо: они стати к концу века особым музыкально-поэтическим
жанром,
Предыдущая Следующая