Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
229
в
котором могли пробовать свои силы самые различные композиторы.
Каким
же сложился протестантский хорал к концу века? Его формирование, по существу,
подчинялось очень сильным и вполне определенным стилевым тенденциям, постепенно
проявлявшимся в различных музыкальных жанрах, в том числе крупных
полифонических. Стремление к простоте многоголосного склада, ясности гармонии,
четкости ритмической структуры уже проступало в духовных песнях Вальтера. В
дальнейшем эта тенденция крепла. Важное значение здесь имел сборник, выпущенный
в 1586 году вюртембергским протестантским священником Лукой Озиандером под
названием «Пятьсот духовных песен и псалмов для четырех голосов». Мелодия
теперь помещалась в верхнем голосе, остальные же голоса, сохраняя мелодическую
плавность, подчинялись гармоническим закономерностям, общая композиция была близка
структуре бытовой песни (чаще всего две строфы
и
припев).
Если
б протестантский хорал был только формой религиозной музыки и имел
соответственное распространение, ни один его образец не заслуживал бы названия
Марсельезы XVI века. Особый смысл этого хорала
в эпоху Реформации и крестьянских войн в Германии обусловлен именно тем, что
выводило его за пределы церкви и даже за рамки собственно духовного назначения.
Когда под знаком религиозных движений разыгрывались большие социальные битвы,
хорал (в частности, напев «Ein' feste Burg») стал
боевым, воинствующим гимном. В крестьянских войнах он обрел свой облик
«Марсельезы XVI века». Таким образом, реальный
общественный смысл протестантского хорала стал более актуальным и глубоким,
нежели это предполагалось самой реформой богослужения. Текст хорала возник как
стихотворное переложение 46-го псалма. Вполне возможно, что мелодия гимна
сложилась на основе народно-бытового напева, во всяком случае она претворила в
себе живые песенные истоки. Она отличается ясностью, лапидарностью, широкими
общими контурами, словом, целой совокупностью признаков, которые создают
впечатление простоты и силы (пример 91).
Эта
живая, коренная связь хорала с народно-песенной традицией, со вкусами и
потребностями широких кругов, характерная для эпохи Реформации, постепенно
ослабевала впоследствии, когда религиозные движения утрачивали свое
революционное значение, а протестантский хорал соответственно суживался в своей
общественной роли. В XVII веке хорал,
уже в большей мере ограниченный рамками церковности, становился скорее
воспоминанием о прошлом, носителем исторической традиции, чем актуальным
художественным явлением. Следы его непосредственной связи с народно-песенной
культурой постепенно сглаживались — в самой «объективной», размеренной манере
исполнения. Но вплоть до XVIII века
наиболее прозорливые немецкие музыканты умели различать и подчеркивать в про
Предыдущая Следующая