Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
230
тестантском
хорале его былую прогрессивную сущность. Силой своего гения Бах вернул хоралу и
его поэтический смысл, и даже его значение «Марсельезы XVI века», раскрыв то и другое в образной системе ряда
собственных произведений.
Протестантский
хорал в Германии был, как известно, не единственным художественным выражением
идей Реформации в своей области. Псалмы Гудимеля складывались параллельно ряду
зрелых образцов хорала, и по характеру музыки композитор избрал для них сходный
многоголосный склад — простой и легкодоступный для исполнения. Еще в 1540 году
в Антверпене появился свободный стихотворный перевод псалмов на фламандский
язык. Музыку к этим текстам написал известный полифонист Клеменс-не-Папа
(опубликована в 1556—1557 годах). Существовали, однако, в Европе еще гораздо
более давние по происхождению формы музыкального искусства, воинствующе направленного
против диктатуры католической церкви и тем самым по духу близкого Реформации.
Это — прославленные в истории чешской национальной культуры гуситские песни,
возникшие еще в XV веке, как в период
национально-освободительных гуситских войн, так и после них. Исполнявшиеся на
чешском языке, одноголосные, мелодически четкие, сильные, с ощутимыми чертами
исконно чешской песенности, гуситские песни на долгое время, в трудные годы
испытаний для чешского народа остались воплощением прогрессивного национального
духа, своего рода знаменем в борьбе за национальную независимость против
иностранных поработителей и гнета католической церкви. Наряду с протестантским
хоралом и крупными полифоническими жанрами, продолжавшими свой путь в
Германии, в XVI веке развивались и
своеобразные музыкально-поэтические формы немецкого мейстерзанга. Культура
мейстерзингеров была специфическим проявлением местного ремесленно-бюргерского
быта, средневекового цехового уклада. Поэты и музыканты из ремесленных цехов,
они считали себя наследниками миннезингеров, продолжавшими их дело. Но,
разумеется, все условия деятельности мейстерзингеров, весь ее характер и стиль
были совершенно иные. Не куртуазная рыцарская поэзия, а поэзия
бюргера-ремесленника в ее своеобразном облике — жестковатости и
консервативности, патриархальности и тяжеловесности — царит в их творчестве.
Если не иметь в виду Ханса Сакса, поистине великого мейстерзингера, их поэзия
вообще не слишком поэтична. Мейстерзингеры предпочитали духовные, библейские
тексты, церковные певческие обороты, любили постоянно опираться на образцы, на
канонизированные в их среде напевы, строго регламентировали правила создания
песен, вносили в творчество дух ремесла. Вообще ремесленническая психология,
как и цеховая замкнутость, — характернейшая особенность культуры мейстерзанга,
складывавшейся в городской ремесленной среде с XIV века. К началу XVI века объединения мейстерзингеров (легенда выводит их
из Майнца) существовали во многих городах:
Предыдущая Следующая