Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
231
Страсбург,
Вормс, Аугсбург, Регенсбург, Зальцбург, Мюнхен, Вюрцбург. В XVI веке особенно прославился вольный город Нюрнберг —
благодаря Хансу Саксу. Развитие мейстерзанга было непосредственно сопряжено с
развитием самого ремесла в немецком средневековом городе. И в самом
мейстерзанге много типично средневековых черт. В городском союзе
мейстерзингеров объединялись представители разных ремесел: сапожники и ткачи,
портные и золотых дел мастера, жестяники и пекари, соревнующиеся между собой и
защищавшие, так сказать, честь своих цехов. Как и в основной профессии, у
мастеров были ученики, обязанные пройти через несколько ступеней мастерства:
изучение правил, овладение ими на практике, исполнение чужих песен, сочинение
текста к чужим «тонам», наконец, создание всей песни. Как и в цеховых уставах,
существовали сложные, разработанные до мелочей правила мейстерзанга
(табулатура). Огромное значение придавалось мелодиям-образцам, «тонам» или
напевам, которые приписывались миннезингерам или были созданы прославленными
мейстерзингерами. Эти «тоны» изучались новичками как образцы для подражания.
Творческая инициатива очень стеснялась множеством ограничений. Всякий новый
напев должен был соответствовать большому ряду правил-предписаний:
стихотворных, касающихся версификации, рифм, и собственно певческих,
относящихся к тесситуре, мелизмам и т. д. На общегородских состязаниях певцов
весьма ответственная роль отводилась так называемым меркерам, «метчикам»,
следившим за исполнением и фиксирующим все «ошибки», то есть отступления от
уставных правил мейстерзанга. Рихард Вагнер стремился воскресить этот
исторический колорит в своих «Нюрнбергских мейстерзингерах».
При
всех этих средневеково-ремесленных чертах искусство мейстерзингеров, вне
сомнений, несло в себе и нечто новое. Оно было порождением городской,
бюргерской культуры, которая смогла развиться позднее рыцарской культуры
средневековья и была связана с более широкими кругами городского населения. Не
забудем, что расцвет мейстерзанга все же произошел в духовной атмосфере
немецкого Ренессанса, а выдающийся представитель этого искусства Ханс Сакс
(1494—1576) был уже не рядовым ремесленником с музыкально-поэтическими
склонностями, а истым художником эпохи Возрождения, разносторонним и смелым,
оригинальным и глубоко почвенным. Родившись в семье портного, Сакс всю жизнь
оставался башмачником, любившим свое дело, которое, видимо, не мешало
литературным и музыкальным занятиям. Однако и в традиционные годы странствий,
когда молодой Сакс изучал по немецким городам не столько свое ремесло, сколько
искусство, и в годы зрелого мастерства он отличался широкими
литературно-музыкальными интересами, далеко выходящими за предел собственно
мейстерзанга.
Предыдущая Следующая