Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Литературная
деятельность Сакса никак не менее, а вероятно, более значительна, чем
музыкальная. Он глубоко начитан,
232
знал
античных авторов, чувствовал в Боккаччо родственного художника (порой
заимствовал у него сюжетные мотивы) и, конечно, изучал Библию в переводе
Лютера. Лучшее в его творчестве — остроумные, народные по духу шванки и
фастнахтшпили (форма народных масленичных представлений). Искусство Ханса Сакса
было широко популярно в его стране благодаря сочности, красочности, знанию
народного быта, остроумию, непосредственности, слиянию правды жизни с
элементами иносказаний, притч, сказочной фантастики и гротеска. Среди песен
Сакса — немало духовных. Ему были близки идеи Реформации, он высоко ценил
Лютера, хотя со временем и убедился в том, что в Германии, помимо религиозных
столкновений, существует множество внутренних трудностей, мешающих единству
страны, множество забот, связанных с жизнью трудового люда.
Песни
Сакса, для которых он сам сочинял или подбирал мелодии, создавались как раз в
те годы, когда формировался протестантский хорал. Из того круга напевов, из которого
черпались мелодии хорала, эти песни принадлежали к лучшим образцам. _ Ханс Сакс
был по существу народным музыкантом. Он не стремился овладевать крупными и
сложными формами многоголосия. Наиболее органичным для него было создание
мелодий типично песенного склада, диатоничных, ритмически активных, порой
близких танцу, легко запоминающихся, четкой строфической структуры. Одним из
самых известных был у Сакса его «Серебряный напев» (пример 92), возникший как духовная
песня на немецкие слова.
Со
временем немецкий мейстерзанг как бы растворился в песенной культуре крупных
немецких городов, в их быту, в бытовом музицировании бюргерства, далее в
певческих обществах. Цеховая организация изжила себя не только в данной области
— наступил новый исторический период.
Едва
лишь закончился в Италии период Высокого Ренессанса и еще в полной силе
находились творческие течения, им порожденные, — как наступило время
контрреформации, особенно ощутимой, разумеется, там, где наиболее
непосредственно действовала верховная власть папства. На подъем реформационного
движения, на победы ренессансного гуманизма, светского мировосприятия римская
церковь ответила католической реакцией. Папство было кровно заинтересовано в
том, чтобы отстоять и догматы католической церкви, и ее политическую, даже
экономическую силу. Хотя контрреформация в глазах современников могла восприниматься
как наступление церкви на завоевания эпохи Ренессанса, по существу
католическая церковь была вынуждена обороняться, отстаивая себя и
перевооружаясь, и при всей жестокости и обскурантизме своих действий идти на
многие компромиссы, на уступки новым явлениям и процессам, прикры-
Предыдущая Следующая