Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
233
вая
это видимостью иных побуждений и желая казаться «триумфирующей».
После
долгих и бесплодных попыток борьбы с ересью в самой Италии папа Павел III учредил в 1542 году центральный инквизиционный
трибунал в Риме, которому были даны неограниченные права верховного судилища.
Еще ранее был основан орден иезуитов. Ужесточилась церковная цензура. В 1557
году появился «Индекс запрещенных книг», и инквизиция должна была следить,
чтобы никто не пользовался названными изданиями; иными словами, проявления
свободомыслия — одного из самых смелых завоеваний Ренессанса — преследовались
жестоко и беспощадно.
В
той или иной форме церковная цензура коснулась и музыкального искусства,
поскольку оно было практически в большой мере связано с церковью. На
тридентском соборе, как известно, вопросы церковной музыки обсуждались весьма
напряженно, причем были высказаны различные мнения: как самые крайние —
требования отказаться от многоголосия и оставить в богослужении лишь
григорианский хорал, так и более умеренные.
Тридентский
собор открылся в конце 1545 года, прервал заседания в 1547 году, возобновил их
только в 1552 году и то не надолго, а затем снова бездействовал до 1562 года.
Из одного этого ясно, сколь трудно было достичь единства в выработке новых
позиций и общей тактике религиозной борьбы. Помимо всего прочего возникали острые
противоречия между церковными и светскими -властителями — папой Павлом III и императором Карлом V, далее между папой Пием IV и германским императором Фердинандом I. Не касаясь существа их, в конечном счете политических,
распрей (борьба за власть и влияние в Западной Европе), заметим, что и в
вопросах церковного пения между ними не было единства. Когда папа Пий IV настаивал на том, что в церкви должен звучать лишь
григорианский хорал, и уже было намечено соответствующее решение (декрет)
собора, против этого возражал император Фердинанд I (получивший текст декрета и сообщивший о своем
несогласии) и многие из присутствовавших на соборе, особенно испанцы и в их
числе севильский епископ Ахала.
Развитие
крупных полифонических форм церковной музыки вызвало нарекания со стороны
высшего духовенства, настаивавшего на том, что слова при многоголосном пении
не слышны, а характер музыки не способствует благочестию. Однако те, кто
пытался защитить церковное пение таким, как оно сложилось в традициях полифонии
строгого стиля, ссылались на ощутимую пользу музыки в церкви, говоря о том, что
она вселяет «в души чувства благости» и является для того «приятным орудием».
Подготовленный декрет о запрещении «фигуральной» музыки не был принят. Решение
собора оказалось половинчатым. Многоголосную музыку признали допустимой в
церкви, но лишь при условии, что она не будет мешать слышимости текста, не
включит в себя ничего светского и, кроме хорала, будет ограничена гимнами и
лаудами.
Предыдущая Следующая