Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
234
Как
это ни странно, но католическая церковь требовала, на первый взгляд, от
духовной музыки почти того же, чего уже достигли тогда протестанты в Германии!
Хорошо доступный текст, прояснение многоголосия — к этому стремились и
последователи Лютера. И все же отличие здесь было существенным и свидетельствовало
о более демократических устремлениях создателей протестантского хорала: они
противопоставили латинскому тексту немецкий и канонизированным григорианским
мелодиям — напевы иного, песенного склада. Тем не менее католическая церковь в
условиях контрреформации не только боролась с реформационным движением, но кое
в чем и усваивала его опыт: ей приходилось перестраиваться и перевооружаться.
Как
же именно сказалось в итоге наступление контрреформации на развитии музыкального
искусства хотя бы в Италии? Даже в пределах этой католической страны действие
реакции больше чувствовалось в Риме, и гораздо меньше — в вольной Венеции.
Непосредственнее всего воздействие контрреформации должно было проявиться в
церковной музыке, особенно в представляющей ее римской школе. И в самом деле,
римская творческая школа приобрела в это время огромный авторитет и могущественное
влияние на современников более всего как школа церковной полифонической музыки
строгого стиля. Ее возглавил Палестрина, чье имя до настоящих дней не утратило
своего обаяния в музыкальном искусстве. Подъем римской школы во главе с
Палестриной внешне нельзя не связать с периодом контрреформации. Однако
истинная суть искусства Палестрины подтверждает мнение о том, что в нем
реализовались важные творческие идеи Ренессанса, получившие, правда,
своеобразное воплощение в новых исторических условиях.
Наступление
контрреформации сказалось и в общем изменении духовной атмосферы, в которой
развивалось искусство от середины к концу XVI века. Передовые художники не могли не ощущать гнета
католической реакции, преследования «еретиков», действий инквизиции, стеснения
прогрессивной мысли, то есть в корне антиренессансной программы действий,
которую приняло и проводило папство. Высшее художественное равновесие, которое
было достигнуто в искусстве Высокого Ренессанса, неизбежно пошатнулось и
нарушилось. Светлой умиротворенности, благостному спокойствию Палестрины
теперь противостоял смятенный, обостренный индивидуализм Джезуальдо, с его
повышенной экспрессией, а тому и другому — контрастировала почти театральная
выразительность и красочная декоративность Андреа и Джованни Габриели. Но все
это не было только нарушением равновесия: это свидетельствовало и о
многообразии творческих индивидуальностей как наследии Ренессанса, которое не
отступило перед контрреформацией. Самые же сильные и самые широко мыслящие
мастера в это время охватывают и преодолевают все, что им препятствует: Орландо
Лассо и в период контрреформации остается истым художником Возрождения.
Предыдущая Следующая