Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Трагические
представления в V веке, сопряженные с дионисийскими
празднествами, были итогом длительного развития искусства, связанного с
культом Диониса. Первое зерно трагедии сами греки видели в хоровом дифирамбе в
честь Диониса. Об этом с полной убежденностью говорит Аристотель. Он же
утверждает, что Эсхил первый ввел двух актеров вместо одного (участвовавшего в
исполнении дифирамба),. ограничив при этом партии хора и выдвинув на первое
место диалог; Софокл же ввел трех актеров и положил начало декорациям.
В
своем содержании греческая трагедия у Эсхила и Софокла опиралась на древнюю,
исконную мифологическую основу. По-
10
степенно
от Софокла к Еврипиду в ней усиливалось лично-героическое, субъективное начало
вместе с обострением собственно драматических элементов — за счет эпоса и
лирики. Правда, власть богов, страшная власть рока все еще тяготеют над
человеком и в трагедиях Софокла и Еврипида, иногда подавляя своей силой
человеческую драму как таковую. Но именно в этом греки видели поучительное
значение трагедии, ее мораль, ее философию.
Представления
трагедий на празднествах великих дионисии в Афинах происходили в V веке как большие состязания трагиков. Драматург был и
поэтом и музыкантом; он все осуществлял сам. Эсхил, например, сам участвовал в
исполнении своих пьес. Софокл не играл на сцене. Позднее функции поэта,
музыканта, актера и режиссера все чаще разделялись. Актеры были также певцами;
пение хора соединялось с пластическими движениями. Авлос и кифара как любимые
инструменты греков сопровождали пение. Однако не весь спектакль был в равной
мере музыкальным: диалоги переходили в напевную речитацию — в мелодраму — в пение
(как сольное, так и хоровое). Большие музыкально-пластические стасимы
хора завершали каждый эпизод драмы. Жалобы, «плачи» героев обычно превращались
в так называемый коммос, то есть совместное пение актера с хором.
Постепенно греки выработали даже особые музыкальные приемы, уместные в
различных ситуациях: выбор ладов и ритмов зависел от сценического положения.
Весьма показательна для греческой трагедии не только роль хора на сцене, но и
сама общественная организация его. Выражавший народную мораль, всеобщее
порицание или мудрый совет герою, хор собирался из любителей, а содержание
и обучение его было почетной обязанностью известных афинских граждан. Сначала
хор состоял из двенадцати, затем — из пятнадцати человек.
Предыдущая Следующая